Великий китайский император Шихуанди, правивший в 238–210 годах до н. э., обьединил Китай с помощью военной силы и провел серию коренных преобразований. Эти реформы явились главным фактором в культурном объединении Китая, которое сохраняется до сих пор.
Шихуанди (также известен как Цинь Шихуанди) родился в 259 году до н. э. и умер в 210 году до н. э. Для того чтобы понять его роль в истории, необходимо знать историческую подоплеку событий того времени. Его рождение пришлось на последние годы правления династии Чжоу, которая была основана в 1100 году до н. э. За несколько веков до его рождения власть правителей Чжоу была настолько ослаблена, что Китай оказался расколотым на множество феодальных государств.
Различные феодальные суверены находились в состоянии постоянной войны друг с другом, и постепенно мелкие князьки сходили со сцены. Одним из самых могущественных из воюющих государств было царство Цинь, которое находилось в западной части страны. Правители царства Цинь в своей государственной политике руководствовались идеями китайской философской школы — Школы законников. Конфуций полагал, что управление подданными должно осуществляться, главным образом, при помощи морального примера благородного правителя; однако философы-законники считали, что большинство людей не настолько благородны, чтобы ими правили подобным образом, и что ими нужно управлять при помощи строгого кодекса законов, которые необходимо неукоснительно и беспристрастно исполнять. Законы разрабатывал сам правитель, и они могли быть по его усмотрению изменены в соответствии с интересами государства. Неизвестно в силу каких причин — то ли благодаря следованию идеям законников, то ли благодаря географическому положению, или же здесь сыграли роль личные качества самих правителей царства Цинь, но ко времени рождения Чжэна (будущего Шихуанди) это царство стало самым могущественным китайским государством. Чисто номинально Чжэн вступил на престол в 246 году до н. э. в возрасте тринадцати лет, но фактически до 238 года — до достижения Чжэном совершеннолетия — страной управлял регент. Новоиспеченный монарх подобрал способных военачальников и пустился в войны с оставшимися феодальными государствами. Последнее из них пало в 221 году до н. э., и он смог объявить себя правителем (царем) всего Китая. Однако чтобы подчеркнуть, что он полностью порвал с прошлым, он выбрал себе новый титул и назвал себя Шихуанди, что в переводе означает «первый император».
Шихуанди немедленно приступил к проведению целого ряда важнейших реформ. Исполненный решимости избежать раздробленности, которая привела к уничтожению династии Чжоу, он принял решение ликвидировать всю феодальную систему государства. Территория, которой он управлял, была преобразована в тридцать шесть провинций, каждая из которых управлялась гражданским губернатором, назначаемым императором. Щихуанди издал указ, по которому должность губернатора провинции перестала быть наследственной. И фактически была введена в жизнь практика перевода губернаторов из одной провинции в другую после нескольких лет службы. Тем самым достигалась возможность избежать такого положения, когда губернатор получал в этой провинции сильную власть. В каждую провинцию императором назначался военный руководитель, который освобождался от должности по его усмотрению, а также центральной властью назначался специальный чиновник, который сохранял баланс между гражданским и военным губернаторами. Была создана прекрасная система коммуникаций, связывавшая столицу с провинциями, которая позволяла быстро осуществлять переброску войск в любую провинцию, охваченную восстанием. Шихуанди издал также декрет о том, что представители старой аристократии переводились в Сяньян, столицу его государства, где он мог осуществлять контроль над ними.
Однако Шихуанди не довольствовался только политическим и военным единством Китая, он добивался, чтобы страна превратилась в единый торговый организм. Он установил единую систему мер и весов по всей стране, стандартизировал монетную систему, различные инструменты, длину оси повозок и осуществлял контроль над строительством дорог и каналов. Он также установил единую систему законов во всем Китае и упорядочил письменные языки. Самый известный акт императора (и, наверное, самый бесславный) связан с декретом 213 года до н. э., когда он приказал сжечь все книги в Китае. Исключение составляли работы по специальным проблемам, таким как сельское хозяйство и медицина, а также книги с документами по истории династии Цинь и философские работы писателей Школы законников. Однако работы, относящиеся к другим философским школам, включая доктрины Конфуция, подлежали уничтожению.
Посредством этого драконовского декрета, который, вероятно, являлся первым примером массовой цензуры за всю историю, Шихуанди надеялся покончить с влиянием враждебной ему философии, в частности, со школой Конфуция. Однако он издал приказ, чтобы копии запрещенных книг хранились в столице в императорской библиотеке.
Шихуанди в равной мере проводил активный курс внешней политики. Он осуществлял обширные завоевания в южной части страны, и аннексируемые им территории в конечном итоге становились частью Китая. На севере, также как и на западе страны, его армии действовали успешно, однако ему было трудно постоянно держать население этих районов в повиновении. Чтобы воспрепятствовать набегам этих народов на Китай, Шихуанди объединил различные местные стены, уже существующие на северной границе Китая, в единую гигантскую стену — Великую китайскую стену, которая сохранилась до наших дней. Эти строительные проекты и частые завоевательные походы приводили к тому, что население облагалось высокими налогами, а это, в свою очередь, делало императора непопулярным. Поскольку в условиях жесткого режима правления о восстании не могло быть и речи, предпринимались попытки убить императора, но, однако ни одна из них не была успешной, и в 210 году до н. э. Шихуанди умер естественной смертью.
Власть императора наследовал его второй сын, который получил имя Эр Цинь Шихуанди. Но Эр Шихуанди не обладал теми качествами, которые были у его отца, и вскоре по стране прокатились восстания. Через четыре года он был убит, императорский дворец и библиотека сожжены, а династия Цинь полностью уничтожена. Однако работа, которую проделал Шихуанди, была продолжена. Китайцы были рады, что с его тиранией покончен, но мало кто из них хотел возвращения анархии, характерной для предыдущей эпохи.
Следующая династия (династия Хань) сохранила основную административную систему, учрежденную Щихуанди. И фактически в течение двадцати одного столетия китайская империя была организована по образцу, который он установил. Несмотря на то, что жесткая законодательная система династии Цинь была вскоре смягчена, а философская Школа законников впала в немилость и конфуцианство стало официальной философией государства, культурное и политическое единство, которого добился Шихуанди, не было нарушено.
Исключительное значение Шихуанди для Китая и всего мира сегодня вполне очевидно. Жители Запада всегда приходили в трепет от огромных размеров Китая; однако за всю свою историю Китай не был более населен, чем вся Европа. Различие заключалось в том, что Европа была разделена на множество мелких государств, а Китай был объединен в одно большое государство. Это различие является результатом скорее политических и социальных факторов, нежели географических: внутренние барьеры, такие как горные системы, имеются и в Китае, и в Европе. Безусловно, объединение Китая не могло быть заслугой одного Шихуанди. В этом деле сыграли роль и многие другие люди, в частности Суй Веньди, но главная честь по праву принадлежит Шихуанди. Рассказ о Шихуанди был бы неполным, если бы мы не упомянули его блестящего и прославленного главного министра Ли Сю. И в самом деле, влияние Ли Сю на политику императора было столь велико, что трудно судить, кому отдать предпочтение в деле осуществления грандиозных перемен в стране. Я не рискую делать подобную попытку и приписываю заслугу этих совместных достижений Шихуанди. (Несмотря на то, что Ли Сю давал свои рекомендации, последнее слово оставалось за императором.)
Большинство более поздних писателей — последователей Конфуция подвергали Шихуанди критике, в том числе и за сожжение книг. Они обвиняли его в тирании, суеверии, жестокости, в незаконным рождении и посредственности. Китайские коммунисты, напротив, высоко ценили его как прогрессивного мыслителя. Западные писатели иногда сравнивали его с Наполеоном; однако представляется более уместным сравнивать его с Августом Цезарем, основателем Римской империи. Империи, которые они создали, были примерно равны по территории и населению. Однако Римская империя существовала в течение гораздо более короткого периода времени, и территория, на которой правил Август, недолго сохраняла свое единство, чего не скажешь о территории, находящейся под управлением Цинь Шихуанди. Это и делает более значимой персоной.
Один из величайших деспотов в мировой истории Цинь Шихуанди, носивший первоначально имя Ин Чжэн, родился в 259 году до н.э. В 246 году ещё мальчиком он вступает на престол царства Цинь, одного из семи без конца воюющих между собой царств, на которые тогда был разделён Китай. К этому времени царство Цинь значительно усилилось, и прежде всего благодаря принятию в качестве государственной доктрины легизма, учения, которое называют законченной теорией восточного деспотизма. Кстати, хочу заметить, “библия легизма” - “Книга правителя области Шан” - была настольной книгой Мао Цзэдуна. Не мешало бы и национал-большевикам как людям принципиально ненавидящим гуманистическое сюсюканье познакомиться с этой классикой азиатского тоталитаризма.
Несколько слов об учении легистов. В центре внимания сторонников этого учения стоит деспот, чья власть ни чем не ограничена. Правитель для достижения своих целей издаёт законы (по латыни закон – lex, отсюда и название учения), перед которыми все подданные равны. Правитель в своей деятельности опирается на простой народ, борясь с зажравшейся наследственной бюрократией и аристократией, он продвигает талантливых выходцев из народа. Провинившиеся и недовольные выявляются с помощью тщательно разработанной системы слежки, наказания для них должны быть максимально жестокими. Главная цель правителя – сосредоточить все мысли народа на Едином – “земледелии и войне”, причём именно война всячески превозносится. “Если страна бедна и в то же время направляет свои усилия на войну… она несомненно станет могущественной”, - сказано в “Книге правителя области Шан”. Всё, что мешало такому сосредоточению – т.н. “шесть паразитов” - подлежало вытеснению из сознания людей. К числу этих “шести паразитов” относились человеколюбие, сыновняя почтительность, братская любовь и прочая ерунда, которой пичкали народ тогдашние китайские либералы и гуманисты вроде Конфуция и Лао-цзы. Один из основоположников легизма говорил, что если отец украдёт что-нибудь или совершит другое преступление, то сын, зная об этом, дожжен донести на отца. Неудивительно, что исследователи-китаеведы сравнивают легизм с советской идеологией времён Сталина.