Российская культура 19 в и ее вклад в мировую культуру
Содержание
1. Панорама русской культуры.. 6
2.1. Формирование литературного языка. 8
2.2. Пушкин - отечественное всё. 9
2.3. Поэты пушкинской поры.. 12
3. Мировоззренческие искания XIXв. 13
3.1. Чаадаев о месте России. 13
3.2. Западники и славянофилы. Нигилизм. 14
3.3. Эпоха доктринерства в литературе. 16
3.4. Лев Толстой и его идея опрощения. 17
3.5. Достоевский: о причинах обессиливания человека и общественный идеал. 18
4.2. Романтизм и академизм в живописи. 20
5. Вклад Российской культуры XIXв. в мировую культуру. 21
6. Генеалогическое древо императоров дворцовых переворотов. 23
Список использованных источников. 26
XIX столетие занимает особое место в российской истории. Это было время выбора альтернатив цивилизационного развития, поиска Россией своего места в мировом сообществе.
Радикальные изменения во всех сферах жизни XIX века затронули и систему культурных ценностей российского общества. Важнейшим фактором, повлиявшим на эти перемены, явилось становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, рационалистического мышления.
В соответствии с общественно-политическими взглядами по проблеме социокультурного выбора России исследователи выделяют две линии в истории русской культуры XIX в., сохраняющие свое значение и в настоящее время. Одна из них обозначена как национально ориентированная культурная политика представителей общественно-политической мысли и литературного движения, обращенная к психическому складу русского этноса, истокам русской ментальности, относительно постоянным и определенным составляющим национального характера и самосознания русского народа. Другая линия в развитии русской культуры – радикально модернизаторская и революционно-освободительная – направлена «вширь», за пределы ее национального своеобразия. Она представлена именами В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Добролюбова, а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями – от А. Радищева до В. Плеханова и В. Ленина. Ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой линии стремились вырвать русскую национальную культуру из ее национально-специфических условий, разрушить границы, отделявшие русскую культуру от западной.
Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIXв. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIXв. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.
На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.
Первые десятилетия XIXв. в России прошли в обстановке общественного подъема, связанного с Отечественной войной 1812г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. В.Г. Белинский писал о 1812г. как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», подчеркивая, что дело не только «во внешнем величии и блеске», но во внутреннем развитии в обществе «гражданственности и образования», являющихся «результатом этой эпохи». Важнейшим событием общественно-политической жизни страны стало восстание декабристов, чьи идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали большое влияние на философско-культурную жизнь русского общества.
Русская культура в данную эпоху характеризуется существованием различных направлений в искусстве, успехами в науке, литературе и истории. В архитектуре и скульптуре господствует зрелый, или высокий, классицизм, часто называемый русским ампиром. Успехи живописи лежали, однако, в другом русле - романтизме. Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет, где выдающиеся достижения принадлежат О. Кипренскому. Другой же художник, В. Тропинин, своим творчеством способствовал становлению реализма в русской живописи (достаточно вспомнить его знаменитый портрет Пушкина).
Начало XIX в. осветила «александровская весна» - кратковременный период либеральных проектов и надежд. Видными теоретиками либеральной реформистской идеологии стали Н.С. Мордвинов и М.М. Сперанский. Наряду со сторонниками легального преобразования России появились и радикалы, объединявшиеся в тайные общества, целью которых был государственный переворот. Это революционное движение, известное под названием движения декабристов, было весьма разнородным. Параллельно радикальным существовали и охранительно-консервативные течения.
С начала имперского периода элита попадает в противоречивую ситуацию. Идеология православной империи, с одной стороны, и технологическое отставание, с другой, требуют постоянной модернизации армии, экономики, государственного аппарата и т.д. А этот процесс неизбежно размывает традиционное общество, ведет к эрозии его глубинных культурных основ.
Модернизация армии требует новых технологий, что в свою очередь предполагает изменения в экономике и системе образования. В обществе начинаются процессы, неподконтрольные власти. Правительство стремится отъединить технологию от культуры. Европеизацию пытаются локализировать в тонком слое образованного общества, ограждая от ненужных влияний огромную массу патриархального крестьянства. Однако, поскольку культура распространяется во все сферы общественной жизни, такая политика в долгосрочной перспективе обречена на провал. Патриархальное общество не может органично вписаться в индустриальную эпоху и ищет спасения в утопических проектах. «Русская цивилизация, - пишет И. Яковенко, - есть цивилизация «поневоле». Это особая цивилизационная сущность, в ценностном ядре которой в сфере сокровенных мечтаний и устремлений заложено отрицание государства, цивилизации, исторического бытия» [19. C.79]. Суть замечания в том, что русское массовое сознание рассматривало государство и цивилизацию в целом как неизбежное зло. Народный социальный идеал - Святая Русь, град Китеж, Опонское царство, Беловодье - был чистой утопией, мечтой о сказочной жизни вне двуединства принципов свободы и ответственности, вытекающих из природы цивилизации.
Разрушение традиционного сознания приводит к дестабилизации страны, которой правительство пытается противостоять с помощью жестокого полицейского режима и бюрократического централизма, а часть интеллигенции создает идеологию, реставрирующую культуру сохранения нерасчлененного социального единства, с одной стороны, и предполагающую индустриализацию страны - с другой. Такой идеологией стал большевизм.
Центральное место в русской культуре XIX в. занимала литература. Именно она наиболее ярко и талантливо отразила главные противоречия общественной жизни.
Одной из предпосылок развития литературы стало формирование литературного языка. В России уже давно существовали особые языки, возвышающиеся над языком повседневного общения. Это были язык церковной литературы и позднее язык правительственной канцелярии. Церковно-славянский язык в XVIII в. рекомендовался и для литературы. В.К. Тредиаковский призывал его использовать для выражения «высоких» мыслей и «важных» сюжетов.
Из-за отсутствия литературного языка произведения писателей быстро устаревали, что затрудняло формирование литературной традиции. Язык В.К. Тредиаковского казался грубым уже его современникам, язык М.В. Ломоносова совершенно устарел во времена Г.Р. Державина. С созданием литературного языка подобные перевороты стали практически невозможны. Литературная речь установилась, и это было основой непрерывности русской литературной традиции.
В течение XVIII в. писатели в целом недооценивали прозу, принадлежавшую к «низкому» стилю. Единственным путем к творческому признанию считалась поэзия. Поэтому издательство популярных романов перешло в руки полуграмотных компиляторов. Любовные коллизии составляли главное содержание подобных романов, так привлекавших читателей. В конце XVIII в. потребность в «чувствительной» литературе встречает некоторый отклик со стороны господствующего ложноклассического «высокого» стиля. Ода уступает место трагедии, трагедия - комедии. А.П. Сумароков, обычно следовавший Расину, начинает писать комедии, затем переходит от стихов к прозе. Литература предоставляет все большее место приключениям, чувствительным сценам и театральным эффектам. В моду входит так называемая «слезная» комедия Н.М. Хераскова. Комическая опера сближается с водевилем, приобретая тем самым огромный успех у публики. А.А. Шаховской, Д.И. Фонвизин создают комедии из русского быта. Большую популярность приобретает басня. Сначала это были подражания Эзопу, затем зарождается оригинальное творчество, внушенное западноевропейскими образцами (Лафонтен). Басни пишут Сумароков, Дмитриев, Хемницер и только И.А. Крылов сумел сделать русскую басню художественной. В 1814г. на смену старым романам появляется первый опыт оригинального бытового романа - «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В.Т. Нарежного.