Таким образом, если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к выполнению функции очередного "приводного ремня" в обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться "партийной направленности" не только гуманитарных, но и естественных наук.
Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали просто катастрофой. За первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения, а в области литературы и искусства - ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения.
Заключение
Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.
Отрицательно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран.
В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, замалчиванию, цензуре, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность искусства.
Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели и поэты: Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к "антинародному" направлению.
Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала XX в.
Литература
1. Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. - М.: Издательство АСТ, 1996.
2. Горинов М.М. История России XX века – М.: изд-во РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. – 319 с.
3. Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 - 1945. М.: Искусство, 1991.
4. Шабельникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Мангрув, 2004. – 560 с.
5. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов/ Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. 4-е изд., перераб. и доп.–М.: Норма, 2005.–784 с.
6. Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 1998.
7. Кириллов, В.В. История России–3-е изд. – М.: изд-во Юрайт, 2010
8. Новейшая история России: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.
9. Рябцев, Ю.С. История русской культуры – М.: изд-во РОСМЭН-ПРЕСС, 2003
10. Кондаков И.В. Культура России. – М.: Высшая школа, 1999.
Вариант 1
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
1 | Г | 11 | Д | 21 | 2 | 31 | В | 41 | В |
2 | Б | 12 | Д | 22 | Г | 32 | Г | 42 | 6 |
3 | Г | 13 | Б | 23 | 5 | 33 | В | 43 | А |
4 | В | 14 | В | 24 | Г | 34 | Д | 44 | 4 |
5 | Д | 15 | Г | 25 | Б | 35 | 1 | 45 | Б |
6 | 3 | 16 | Д | 26 | В | 36 | 4 | 46 | 2 |
7 | В | 17 | 1 | 27 | В | 37 | А | 47 | В |
8 | А | 18 | А | 28 | Б | 38 | 3 | 48 | Г |
9 | Д | 19 | А | 29 | 2 | 39 | А | 49 | В |
10 | 1 | 20 | А | 30 | Б | 40 | А | 50 | Г |