В первом и втором классах в рамках НРК проводятся уроки по иллюстрированию сказаний различных народов, которые являются коренными в данном крае. С целью повышения их эффективности учителю необходимо интегрировать в учебный процесс разные виды народного искусства адыгов (прикладное искусство, музыку, танец, поэзию), применяя для этого современные мультимедийные технологии обучения.
В третьем классе учитель продолжает уделять внимание изучению и возрождению адыгейской орнаментальной культуры. Для этого предусматривается специальное примерное задание по выполнению эскиза декоративного оформления облицовочной керамической плитки по мотивам адыгского народного узора. Это занятие можно провести с применением технологии проектного обучения, предусматривающей учет индивидуальных способностей учащихся.
В третьем классе учащиеся впервые знакомятся с гармоничным совершенством греческого ленточного орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных и горизонтальных линий и прямых углов. Его рисование в упрощенном варианте осуществляется на бумаге в клетку.
В этом классе должны проводиться в рамках НРК и беседы об искусстве по ознакомлению детей с искусством золотого шитья адыгских народов северокавказских республик, изобразительным искусством Адыгеи и Кубани (пейзаж и натюрморт). Беседа об искусстве проводится по интерактивной технологии обучения, предусматривающей диалоговое взаимодействие учителя и обучаемых.
В четвертом классе в первой четверти впервые планируется рисование армянского народного орнамента в полосе с использованием традиционного мотива грозди винограда. Этот мотив не встречается в орнаментальной культуре других народов Адыгеи, уже известных учащимся.
Поэтому следует провести сравнение знакомых детям орнаментов с армянским, выделив в них как сходные признаки так и отличительные черты.
В этом классе предусматривается ознакомление учащихся с изобразительным искусством Адыгеи и Кубани (графика, скульптура, монументальное искусство).
В процессе ознакомления с графикой Адыгеи и Кубани особый акцент
необходимо сделать на средствах ее художественной выразительности,
красоте линии, штриха, пятна. При ознакомлении детей со скульптурой и
монументальным искусством очень важно обратить внимание на пластику и
движение формы, выразительность силуэта.
Учащиеся должны почувствовать специфическую красоту произведения, творимую художниками в разных видах искусства разными художественными средствами.
Процесс восприятия содержания произведений регионального изобразительного искусства будет более эффективным, если и он будет осуществляться на основе интеграции с другими этнокультурными ценностями региона: фольклором, музыкой, поэзией, танцами, этикетом. Это поможет формированию у детей целостного эстетического представления о культуре народов Адыгеи.
При обучении изобразительному искусству по программе В.С. Кузина педагогу также предоставлены большие возможности использования краеведческого материала при обучении младших школьников. В данной программе имеются разделы, темы которых также предполагают использование краеведческого материала. На данных уроках дети также изучают особенности искусства родного края, искусство на улицах города Благовещенска, памятники архитектуры, парки и скверы, музеи, театр.
Таким образом, рассмотрев основные программы обучения изобразительному искусству в начальной школе, можно сделать вывод, что каждый раздел программы предполагает использование педагогом краеведческого материала.
Уроки изобразительного искусства по данным программам связанные с применением краеведческого материала призваны решать следующие задачи:
1. Повышение уровня знаний о родном крае – знакомство с его историей, традициями, культурой;
2. Воспитание патриотизма;
3. Формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;
4. Развитие творческого потенциала учащихся и их познавательной активности;
5. Формирование эмоционального опыта детей.
Использование педагогом краеведческого материала при изучении каждого раздела сделает обучение не только интересным, но и активизирует деятельность детей. В осуществлении краеведческого подхода на уроках изобразительной деятельности, принципиальное значение имеет учет возрастных и психологических особенностей учащихся.
1.4. Методика использования краеведческого материала на уроках изобразительного искусства
Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству и совершенствованию средств эстетического воспитания видится в использовании краеведческого принципа. В школьном краеведении заключены огромные возможности для реализации комплексного подхода к воспитанию. Краеведению принадлежит важное место в укреплении связи обучения с жизнью.
Центральной темой краеведческих материалов на уроках развития речи является тема о родном крае, а в частности это тексты о прошлой и современной жизни области, края или города, отрывки из воспоминаний исследователей нашего края.
Краеведческий материал, используемый в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, выступает как источник теоретических знаний и подтверждения их истинности, как средство познания и как объект решения учебно-познавательных задач в процессе обучения Краеведческие материалы, использующиеся на уроках изобразительной деятельности, можно разделить на несколько групп:
1) Информация о природе родного нашего края (описания животных и растений, статьи, фотографии и т.д.);
2) Картины местных художников, архитекторов, поэтов и т.д., а также сведения об их творчестве;
3) Предметы быта, созданные мастерами местных народных промыслов и информация об этих промыслах;
4) Исторические сведения о регионе;
5) Материалы об истории, традициях, особенностях быта коренных народностей региона и т.д.
Учитывая особенности младших школьников (конкретность мышления, эмоциональность восприятия,…), педагогу необходимо продумывать способы знакомства учащихся с краеведческим материалом.
Эффективным средством является предварительная экскурсия в природу, музей, в процессе чего дети не просто вспоминают особенности тех или иных предметов, могут понаблюдать, рассмотреть их, что даст положительные результаты, дети смогут правильно и четко передать все особенности рассматриваемых предметов. Использование данного средства не только активизирует деятельность учащихся, но и придаст уроку эмоциональную окрашенность. Такая предварительная работа вызывает у учеников потребность высказаться, посредством рисования – воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют.
На уроке, во время рассматривания картин, фотографий, дети не только знакомятся с родным краем и его традициями, но и развивается речь, так как детей просят высказаться. Также, на уроках изобразительного искусства можно предложить детям нарисовать сюжет к определенному рассказу амурского писателя, что развивает воображение детей.
Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства проходит в виде беседы. Например, на уроке «Волшебные краски осени» дети могут не только рассмотреть картины амурских и дальневосточных писателей, но и провести наблюдение за осенними листьями, отметить всю красоту осенних листьев, проанализировать так или нет художник передал настроение осени. Также с детьми можно провести беседу о родном крае, затем, при рассматривании картин педагог может объяснить детям последовательности рисования деревьев. На данном уроке у детей развивается образная память, формируется эмоциональная отзывчивость к родной природе.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с использованием краеведческого материала активизирует познавательную деятельность детей, что дает возможность более успешно решать все задачи обучения и развития в начальной школе.
Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства в начальной школе – это целая система, выстраиваемая педагогом совместно с обучающимися и даже с их родителями, которая способна привести к новому видению преподавания предмета, к повышению его значимости. Каждый педагог будет выстраивать эту систему согласно своим способностям, возможностям и потребностям.
2. Практическая часть исследования
2.1 Реализация краеведческого материала на уроках изобразительного искусства
Краеведческий материал, используемый в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, выступает как источник теоретических знаний и подтверждения их истинности, как средство познания, как средство развития воображения и как объект решения учебно-познавательных задач в процессе обучения.
В рамках исследования нами был разработан и проведен урок изобразительного искусства с использованием краеведческого материала на тему: «Иллюстрирование нанайской сказки «Айога». Урок проведен на базе Благовещенской МОУ СОШ №26 в 3в классе. В классе на момент проведения урока было 28 учеников.
Цель: обучение иллюстрированию литературного произведения.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о художественной культуре коренных народов Приамурья (художественных промыслах, быте, одежде, традициях).
2. Учить составлять композицию по литературному произведению, подобрать характерные элементы для быта народов Приамурья.
3. Развивать умения работы с акварелью.
4. Воспитывать интерес к культуре, истории своего региона.
Зрительный ряд: иллюстрации к сказке «Айога», выполненные Геннадием Павлишиным, изображения национальной одежды, предметов быта, коренных народов.
Оборудование: альбом, карандаш (простой), краски (акварель), непроливайка, кисти.