Смекни!
smekni.com

Использование краеведческого материала на уроках ИЗО (стр. 4 из 5)

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организа-ционный этап а) Объявле-ние цели

II.

Основной этап а) Чтение сказки б)Беседа по содержанию сказки в) Работа со зрительным рядом г)Словесное рисование д)Демонст-рация создания линейного рисунка. е)Указания к началу работы ж)Практичес-кая работа учащихся III.Заключи-тельный этап а)просмотр и обсуждение готовых работ. б)Итог

Здравствуйте, ребята! Садитесь тихонечко. Сегодня на уроке мы будем учиться иллюстрированию сказки коренных народов Приамурья «Айога». Это нанайская сказка. Сейчас я прочитаю вам эту сказку, она совсем небольшая, ее нам пересказал хабаровский писатель Дмитрий Нагишкин. - О чем сказка? Какова ее главная мысль? - чему она нас учит? - Кто главный герой сказки? - Как выглядели девочки? Как именно выглядели девочки вам помогут представить эти изображения (на доске). -Что вы видите на доске? - Чем нанайские девочки отличаются от русских? - Во что одеты девушки? Изображая иллюстрацию, вам нужно будет рассмотреть внимательно предметы быта нанайцев. - посмотрите на шкатулочку, какая она? Вы внимательно слушали сказку. Как вы думаете, какую иллюстрацию к ней можно нарисовать? (обчно иллюстрация это один открытый эпизод сказки) Закройте глаза, представьте ту сцену, которую вы желаете иллюстрировать. Опишите свой будущий рисунок. - А сейчас так как приближается праздник 8марта, я предлагаю вам нарисовать нанайскую девочку, в красивом национальном костюме, на фоне описываемом в сказке. - можно нарисовать Айогу, которая превращается в утку. - Посмотрите, на доску. Я покажу как можно начать работу. -Я буду рисовать сцену сказки где Айога сидит перед медным тазом на фоне пруда. -начну с изображения линии горизонта, расположения пруда. -нарисую силуэт девочки и медный таз. -за тем прорисую детали одежды -можно еще рядом, расположить шкатулочку, в корой лежали бы украшения.
-ребята, вы не обязательно должны нарисовать то, что нарисовано у меня. У каждого своя сцена, свои элементы композиции 1. Главное – не забудьте изобразить место действия, передать особенности нанайских людей, их одежды, быта. 2. Предметы не должны быть слишком мелкими, равномерно расположите их на месте. 3. Начните работу с создания линейного рисунка карандашем. 4. Работу в цвете начинайте с фона (цвет неба, земли, крупных обьектов), за тем дайте фону подсохнуть. 5. Далее можно начинать прорисовывать детали вашей иллюстрации. (помощь при создании иллюстрации по требованию) -Ребята, время уже заканчивается, поднимите руки те, кто уже выполнил работу. Кто выполнил свою иллюстрацию, выходит со своим рисунком к доске и показывают всем, что получилось. -все согласны с такими иллюстрациями? -что понравилось в работе? Все остальные дорисовываем и приносим работы для выставления оценки. Итак, ребята, что мы сегодня с вами учились изображать? - что нового мы узнали на уроке? - о каких народах шла речь? Вы сегодня очень хорошо поработали. Урок окончен.
Встают Садятся Внимательно слушают - Это сказка о девочке, которая не хочет помогать своей маме - она учит нас трудолюбию - если ленишься, то будешь наказана. - Айога. - Девушек в национальных костюмах, - предметы быта (шкатулка, расстановка в доме). - узоры, - превращение девушки в утку. - это смуглая кожа, темные волосы, черные раскосые глаза. - в национальный халат, украшеный различными узорами, вышивкой. - она из бересты, - на ней узоры (геометрический орнамент). - превращение девочки в утку, - девочку в национальном костюме. (2-3 человека отвечают по требованию) -Мы учились иллюстрировать литературное произведение. -Сказка «Айога», -как выглядели предметы быта коренных наров Приамурья, их внешний вид. О коренном народе Приамурья – нанайцах.

После урока дети по желанию сдали свои работы [см. приложение №1]. При анализе работ мы выяснили, что не все ребята могут детально изображать предметы быта коренных народов, учитывая, что на доске был представлен широкий ряд иллюстраций. Некоторые ученики попытались изобразить внешний вид нанайских девушек, уделяя большее внимание цвету волос, разрезу глаз. Единицы смогли отразить то, как одевались нанайцы.

Нами был разработан опросник для учителя, чтобы узнать, как в классе используется краеведческий материал, как его понимают ребята, с помощью каких средств обогащаются знания детей в области краеведческого материала [см. приложение №2]. С помощью данного опросника мы узнали, что всем классом ученики ходят на выставки, в музеи, выезжают на экскурсии, тем самым получают новые знания о коренных народах Приамурья. Очень важно, что ребята наглядно воспринимают образ этих людей, а также узнают особенности их быта.

Т.к. краеведческий материал на уроках изобразительного искусства в программах используется в малом объеме, и большее его применение зависит от самого учителя.

Методические рекомендации.

В соответствии с принципами художественной педагогики учитель
ИЗО может творчески подойти к реализации содержания НРК, внося в него
обоснованные изменения с учетом личного видения изучаемого материала,
наличия дидактических пособий и технических средств обучения. :

В соответствии со стандартом рекомендуется следующее примерное тематическое планирование содержания материалов НРК по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе (1-4 классы) по программе ИЗО B.C. Кузина.

ТРЕТИЙ КЛАСС

1. Искусство золотого шитья Адыгеи и республик Северного Кавказа. Беседа. Ознакомление учащихся с традициями золотошвейного ремесла Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии. Диалог культур.

Iчетверть

1час

2. Традиционный греческий геометрический орнамент меандр. Рисование на бумаге в клетку греческого ленточного орнамента меандр (фломастер).

IIчетверть

1час

3. Адыгский народный орнамент северо-кавказских республик в оформлении отделочных строительных материалов. Учебный дизайн-проект декоративного оформления керамической облицовочной плитки по мотивам адыгского народного узора Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии.

IIIчетверть

2час


Заключение

В системе общественного обучения детей младшего школьного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Использование на уроках изобразительного искусства краеведческого материала позволяет создать условия для развития творческой личности, сделать учебный процесс значимым и более интересным для учащихся, поскольку краеведение позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность. Также занятия рисованием с использованием краеведческого материала развивают умение видеть прекрасное в родной природе, в произведениях искусства местных художников.

Применение краеведческого материала на уроке изобразительного искусства сыграло большую роль в умственном развитии младших школьников, в развитии у них творческих способностей.

Проанализировав современные программы обучения изобразительному искусству (В.С. Кузин, Б.Н. Неменский и т.д.) можно сделать вывод, что использованию краеведческого материала в процессе обучения уделяется большое внимание. Каждый раздел темы в процессе обучения может вестись с опорой на краеведческий материал.

Таким образом, включение краеведческого компонента в содержание методики преподавания изобразительного искусства повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся.

Список использованной литературы

1. Аксенова, Е.Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования / Е.Г. Аксенова // Начальная школа До и После. – 2008. – №10. – С.41-43.

2. Аюшова, Ц.Н. Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства / Ц.Н. Аюшова // Начальная школа. – 2008. – №11. – С. 63-66.

3. Глинская, И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах. / И.П. Глинская. – Киев, 1978.

4. Дармина, Е.Н. Использование краеведческого материала на уроках рисования в начальной школе / Е.Н. Дармина // Начальная школа До и После. – 2008. – №10. – С.37-41.

5. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. – М., Просвещение, 1969. –188 с.

6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности / Е.И. Игнатьев. – М.: Учпедгиз, 1971

7. Игнатьев, С.Е. Рисуют младшие школьники / С.Е. Игнатьев // Начальная школа. – 2005. – № 1. – с. 74-77.

8. Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П. Юсова. – Мн.: Нар. асвета, 1992.

9. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995.

10. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

11. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1981.

12. Костин, В.И. Язык изобразительного искусства / В.И. Костин. – М.: Знание, 1978.

13. Кузин, B.C. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учебник / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 1995.

14. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей / В.С. Кузин. – М., Просвещение, 1979.