«Собеседники» внутренних диалогов индивидуума могут принадлежать к его ближайшему социальному окружению, могут быть весьма далеки от его ближнего мира. Но в любом случае, на данном отрезке текста они лишены самостоятельного существования. Другие действующие лица лишь вовлекаются в круг персонажа-протагониста по принципу мир «Я» и мир «не Я». Вследствие такого противопоставления в этом типе внутреннего диалога не имеется самостоятельных речевых партий других персонажей, их речь создается и воспроизводится так, как этого хочет сам индивидуум. Таким образом, речевые партии других персонажей произведения (реальных людей), как и речевые партии воображаемых индивидуумом «собеседников» входят в ограниченную перспективу основного субъекта речи, являются для него своего рода собственностью, которой он может распоряжаться по своему усмотрению.
Наиболее сложным для интерпретации типом внутреннего диалога индивидуума является диалог субъекта с нададресатом, поскольку каждый человек волен интерпретировать понятие нададресата по-своему.
Виртуальный и трансцендентный характер Божественного начала ведет к тому, что Бог воспринимается путем веры и интуиции, а не путем мышления и логики. Верить в Бога означает находиться к нему в личностном отношении. Религиозный опыт – это личный контакт индивидуума с Богом, встреча с Ним «лицом к лицу», это трансперсональный опыт. Обращение человека к Богу следует признать особым случаем экстравертного коммуникативного акта, то есть субъект-субъектного взаимодействия двух персон, одна из которых абсолютна (не поддается постижению). Никакие опосредующие звенья (церковь, обряд, ритуал) не имеют значения для осуществления трансперсонального религиозного опыта, реализуемого в рамках молитвы.
Человек слышит Бога не «наружным ухом», а «ушами сердца своего» (Августин Аврелий 1999), в результате чего индивидуум меняется – раскаивается, очищается, прозревает и пр. Происходит та самая манифестация обратной связи, которая является неотъемлемым признаком двустороннего коммуникативного акта. Типичными формами интраперсонального общения в случае обращения индивидуума к Богу выступают простое внутреннее реплицирование и специфический тип внутреннего диалога – односторонний внутренний диалог. Все многообразие молитвенных текстов объединяется наличием одной общей черты, неизменной и неизбежной – наличием концепта желательности.
Таким образом, в рамках этого коммуникативного акта происходит установление личностного отношения с надындивидуальным универсумом с последующим глубинным изменением жизни субъекта религиозного отношения.
Все формы внутренней речи, в которых употребляется местоимение Ты (по отношению к Другому или самому Себе), можно считать в большей или меньшей степени диалогами. Употребление в речи местоимения Ты тесно связано с общим уровнем рефлексии человека, развитием внутреннего диалога и степенью его самокритичности; при этом значительная часть нашей мысленной критики проходит через местоимение Ты или оно подразумевается; индивидуумы, не употребляющие местоимение Ты часто вообще «не критикуют себя мысленно» [6]. Большинство исследователей также полагают, что мышление в форме диалога более сложное и оно развивается с возрастом из простого монологичного мышления и свойственно для интеллектуальных и творческих форм активности. По содержанию внутренние диалоги различны, но одна из частых форм — это спор.
Диалог связывают с чувством эмпатии. Эмпатия, по К. Рождерсу, предполагает эмпатическое приятие личности другого, чувствительность к «меняющимся переживаниям другого — к страху, или к гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она» [6]. И, наконец, «в психологическом контексте любовь является вершиной диалога»[6].
Противоречие диалогичных чувств ведет к противоречию в отношениях. А. В. Суворов описал «два несовместимых, но сосуществующих в образе жизни одних и тех же людей типов или механизмов человеческих отношений: человечность по отношению к себе за счет бесчеловечности по отношению к другому, или человечность по отношению к другому за счет бесчеловечности по отношению к себе»[6].
Сложный диалог часто бывает связан с будущим временем, с открытостью во взаимодействии с Миром, с ощущением себя активным творческим человеком, способным изменить ситуацию и окружающий мир своими умом и волей [6]. По содержанию сложный диалог часто является фантазиями.
Заключение
1. Философское понимание общения как межсубъектного взаимодействия подразумевает, что помимо взаимодействия разных индивидуумов и различного объема социальных групп, существует взаимодействие различных ипостасей личности в пределах ее сознания. Общение человека с человеком неизбежно сопровождается общением индивидуума с самим собой. Между интраперсональным и межличностным общением существует сложная система взаимосвязей.
2. Интраперсональное общение проявляется в трех основных формах – внутренний монолог, внутренний диалог и простое внутреннее реплицирование. Внутренний монолог является формой однонаправленного речевого воздействия индивидуума на самого себя. Внутренний диалог представляет собой последовательность встречных, диалогически взаимосвязанных высказываний, порождаемых говорящим и непосредственно воспринимаемых им в процессе интраперсонального общения. Простое внутреннее реплицирование – это невзаимосвязанные, относительно краткие высказывания, возникающие обычно в неречевых ситуациях или представляющие собой внутренний комментарий к воспринимаемой внешней речи.
3. В совокупности эти три формы образуют непрерывный процесс внутренней коммуникации, материальным носителем которого является внутренняя речь. Понятие внутренней речи объединяет все многообразие речевых процессов, возникающих в сознании индивидуума и не адресованных реальному собеседнику.
4. Внутренняя речь возникает в сознании индивидуума под влиянием как коммуникативных, так и не коммуникативных факторов. Ведущим коммуникативным фактором является ситуация межличностного общения, в котором прямо или косвенно участвует индивидуум. В этом проявляется генетически заложенная и нерасторжимая связь между внешней и внутренней речью индивидуума. Возникновение внутренней речи может быть обусловлено и не коммуникативными факторами, такими как физическое восприятие индивидуумом окружающей действительности и вид деятельности, в которую он включён.
Список литературы
1. Зарецкая Е.Н. Риторика.Теория и практика речевой коммуникации. – М.,
2002.- 477с.
2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. - М., 2003г. - 270с.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1999г. - 287с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. /Лабиринт./- М.,1996г.- 415с.
5. http//schoolpro.ru//index.php.
6. http//www.5ballov.ru/