Смекни!
smekni.com

Истоки и история развития Паблик Рилейшнз 2 (стр. 3 из 8)

Джексон успешно работал на своем высоком посту благодаря умелому влиянию на общественность, осуществляемому им по под­сказке «кухонного кабинета» во главе с А.Кендаллом, в прошлом — журналистом по специальности. В качестве ближайшего помощника президента Кендалл был для него и витриной, и советником, и фак­тическим составителем речей, и публицистом. По советам «кухонно-го кабинета» готовились разнообразные акции влияния на общест­венное мнение. Почерк Кендалла — талантливого коммуникатора, знатока общественного мнения — можно было заметить и во время избирательной кампании Джексона, и в стратегии его уже как прези­дента США.

Собственно Амос Кендалл стал первым в истории становления паблик рилейшнз пресс-секретарем президента. Правда, в штате Бе­лого дома в те времена такая должность не предусматривалось. Офи­циально ему приходилось занимать кресло четвертою аудитора Ми­нистерства финансов. Мы подчеркиваем это обстоятельство с единой целью — показать, что в первой четверти XIX ст. профессия пиэрме-на (а пресс-секретарство — одна из составных частей этой специаль­ности) еще не институционализировалась официально.

Если верить довольно распространенной в американской литера­туре точке зрения, в те времена пионерами пресс-посредничества вы­ступали бродячие цирки и театральные труппы, нанимавшие специа­листов, нередко из числа бывших журналистов. В обязанность им вменялось любыми способами обеспечивать хорошую прессу и, ес­тественно, хорошую кассу. В арсенале «любых» средств числились контрамарки репортерам как прозрачный намек на характер обрат­ной услуги, ожидавшейся от них, или же, наоборот, угроза забрать из газеты заказ на объявление (рекламу), если та напечатает что-либо нежелательное о спектакле.

По-новому поставил это дело Барнум — руководитель передвиж­ного цирка, который был к тому же талантливым пресс-посредником. Мастерство пресс-агента проявилось не только в его инстинктивном понимании того, что массам следует преподносить лишь то, чего они хотят, но и в неординарных способностях внушать людям желания определенного содержания. Именно с Барнумом связывают подход к паблисити как к средству «одурачивания публики».

У каждого человека есть своя звезда. Звездой Барнума был «вос­клицательный знак» (кипучесть, возвышенность, натиск во всем, что он делал). Он создавал знаменитостей, делал им рекламу и одновре­менно использовал их в собственных целях. Барнум стал широко из­вестен в Америке и в истории становления пресс-посредничества благодаря использованию им одного необычного приема (скорее да­же трюка) обмана общественности. Чтобы привлечь внимание пуб­лики к цирку, он в 1835 году стал выставлять напоказ бывшую тем­нокожую рабыню, возраст которой составлял якобы 160 лет, заявляя при этом, что 100 лет назад она была няней Дж.Вашингтона, ро­дившегося, как известно, в 1732 г. Заинтригованные подобным сте­чением исторических обстоятельств газеты подхватили эту историю. Позже, когда интерес к темнокожей «героине» стал угасать, Барнум делал все возможное, чтобы этого не произошло. Под чужим именем он писал и рассылал письма в газеты, доказывая правдивость факта причастности этой женщины к воспитанию будущего президента Барнума мало интересовало, что именно писала пресса, поскольку его материалы всегда с готовностью публиковали. А когда темноко­жая «героиня» умерла, аутопсия показала, что ей было лишь немно­гим более 80 лет. Стоило мошенничеству всплыть на поверхность, как Барнум начал оправдываться, говоря, что его тоже ввели в за­блуждение. (Ниже мы подробнее рассмотрим проблему мошенниче­ства, использования разнообразных трюков, а также вопросы этики в практике паблик рилейшнз).

Знаменитый циркач сам нередко оказывался в центре внимания публики. Ради установления эффективных связей с прессой Барнум даже нанял собственного пресс-агента. Однако термин пресс-агент в его современном понимании официально стали употреблять позже. Впервые должность пресс-агента была введена в 1868 году в штат­ном расписании цирка Джона Робинсона

Несколько иной оттенок носила пресс-посредническая деятель­ность, цель которой заключалась не только в том, чтобы обеспечи­вать клиента хорошей прессой, но и формировать у людей новую мо­тивацию, подсказывая им, чего именно они должны особенно хотеть, к чему стремиться. Ярчайшим свидетельством этого была работа публицистов в пользу железнодорожных компаний, в определенной мере консолидировавшая американскую нацию, создав романтиче­скую ауру вокруг расширения Соединенных Штатов на запад конти­нента, что и ныне находиг отражение в жанре вестерна — произве­дениях об освоении «Дикого Запада».

Начиная с середины прошлого столетия железнодорожные ком­пании вместе с предпринимательскими организациями, призывав­шими осваивать новые земли, широко использовачи паблисити и рекламу, убеждая людей продвигаться далее на Запад. Пресс-агенты организовывали пропагандистские кампании, советуя строителям железных дорог не просто прокладывать колею на запад, но и рас­крыть перед населением необозримые перспективы предпринима­тельской деятельности на новом месте. Они давали такие советы, ко-торые и теперь широко используются пиэрменами: «Мы должны трубить так громко, насколько позволяют данные нам полномочия». С тех пор и до конца XIX века, пока вся Америка не была целиком освоена, паблисити, развернутое пресс-агентами, выступало основ­ной силой, подталкивающей людей к новым землям и к новой жизни. Таким образом, в 30-х годах1 XIX века в Соединенных Штатах Америки получила формальное признание профессия специалиста по связям с общественностью, олицетворявшаяся тогда фигурой пресс-агента. Наряду с этим следует отметить, что, уделяя должное внима­ние деятельности пресс-агентов того периода, американские истори­ки паблик рилейшнз считают технику их работы примитивной и гру­бой. Организация благоприятной прессы для нанимателей пресс-агентов носила спорадический и в большинстве случаев несистема­тизированный характер. Поле деятельности пресс-агента ограничи­валось определенной местностью, а сами его действия отличались краткосрочностью. Он зачастую стремился добиться моментального результата для каждого отдельного акта своего хозяина, не стремясь к тому, чтобы создавать ему устойчивую репутацию.

Более широкие возможности для конституирования профессии пиэрмена и укрепления фундамента современной системы паблик рилейшнз в США появились в конце прошлого — в начале нынеш­него столетия. Это был период оживленной индустриализации, пере­хода к массовому производству, интенсивной урбанизации общества, развития транспорта, средств связи и массовой коммуникации. Но самым значительным явлением последних десятилетий прошлого ве­ка стало свертывание рынка свободного предпринимательства и по­степенный переход к концентрации и монополизации капитала. В 1870 году создается концерн Рокфеллера «Стандард ойл», позже по­являются трест Карнеги, банки Моргана и пр., ставшие в скором вре­мени играть огромную роль в американской экономике.

Поначалу создание корпораций происходило открыто, монополи­сты особенно не заботились о маскировке своих действий, хотя вся­чески скрывали от широкой общественности свои прибыли и даль­нейшие намерения. Крупные монополистическое объединения в то время придерживались правила: «Чем меньше публике известно о наших операциях, тем эффекгивнее, прибыльнее и даже социально полезнее оказываются эти операции». С точки зрения связей с обще­ственностью это, по определению историков паблик рилейшнз, была эпоха магнатов-хищников, ненавидевших общественность. Типичным для этих магнатов считается отношение Вандербильта — вла­дельца Центральной нью-йоркской железной дороги, по собственно­му усмотрению прекратившего ее функционирование, — к гневной реакции публики на данное решение. Ответ Вандербильта на вопро­сы журналистов по этому поводу стал крылатым: «Мне плевать на публику!»

Однако социально-экономические явления, вызванные процессом концентрации капитала, привели к зарождению мощного антимоно­полистического движения в стране. Участились выступления рабо­чих профсоюзов, особенно после того, как в 1892 году был разогнан профсоюз на заводе «Карнеги-Фрик стил компани» в Пенсильвании. И хотя в этой кровавой борьбе победила грубая сила владельцев моно­полии, в целом войну между работодателями и рабочими в конце кон­цов выиграли рабочие. Не случайно в большинстве случаев история раз­вития паблик рилейшнз оказывалась тесно связанной именно с противо­речиями между предпринимателями и наемными работниками.

В борьбе против монополий свой голос в защиту мелких и сред­них предпринимателей подняли либералы, не молчали и владельцы более крупных предприятий, еще не поглощенных трестами. Требо­вания отчетное ги монополий, гласности действий корпораций, рез­кая критика их хищнического поведения на страницах прессы стали заметным общественным явлением. Именно тогда группа публици­стов и журналистов, известных в истории как «разгребатели грязи», занесла топор над головами магнатов-хищников, начав хлестко об­личать их грязные дела

Грязь мошеннических операций американских предпринимате­лей, которую «разгребали» журналисты и публицисты, выносилась на свет. О жестокой эксплуатации рабочих на чикагских бойнях пи­сал в своем известном романе «Джунгли» Элтон Синклер. Обличе­нию порядков хищнического капитализма он посвятил и такие свои произведения, как «Столица» и «Меняла», написанные в начале 1900-х годов. Публицистика Ида Тарбелль в «Истории компании «Стандард ойл» в прямом смысле сорвала маску с темного прошлого ведущей американской нефтяной компании. В журналах и газетах систематически печатались материалы Дэвида Филипса, Линкольна С геффенса и других, раскрывающие грязные дела то одной, то дру­гой фирмы. Магнаты, не привыкшие перед кем-либо отчитываться за содеянное, вмиг лишились возможности жить по собственному ус­мотрению и вынуждены были отвечать перед общественностью засвои грехи. Шокирующие материалы журналистов и публицистов за­ставили Америку приступить к реформированию трудового и нало­гового законодательства, к разработке антимонопольных актов.