Смекни!
smekni.com

Обычаи и традиции русского народа (стр. 4 из 9)

Как праздновали Рождество на Руси

Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. Многие ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и ряженых. Действительно, были те, кто гадали, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Но эти традиции являются языческими пережитками. Церковь всегда выступала против подобных явлений, ничего общего не имеющих с христианством.

К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Что касается происхождения обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности христианской; начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину Великому его певчие, распевая при этом кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

Изображение Рождества

На протяжении веков к кратким Евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные духовные стихи и предания. Именно в этой древней апокрифической литературе встречается подробное описание вертепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство, и говорится об убогой обстановке, сопровождавшей появление на свет Иисуса Христа.

Эти народные представления нашли свое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах, на которых запечатлены не только ясли со Святым Младенцем, но и животные - вол и осел. В IX веке уже окончательно сформировалось изображение картины Рождества Христова. На этой картине изображена пещера, в глубине которой находятся ясли. В этих яслях лежит Богомладенец, Иисус Христос, от Которого исходит сияние. Богоматерь полулежит недалеко от ясель. Иосиф сидит дальше от ясель, по другую сторону, в дремоте или задумчивости.

В книге «Четьи минеи» у Дмитрия Ростовского сообщается о том, что к яслям были привязаны вол и осел. Согласно апокрифическим сказаниям, этих животных привел с собой Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария. А вола вел Иосиф с собой для того, чтобы его продать и на вырученные деньги уплатить царскую подать и прокормить Святое семейство, пока оно будет в дороге и в Вифлееме. Поэтому очень часто на рисунках и иконах, изображающих Рождество Христово, фигурируют эти животные. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Богомладенца от холода зимней ночи. Также изображение осла аллегорически символизирует упорство, умение достичь цели. А изображение вола символизирует покорность и трудолюбие.

Здесь следует обратить внимание, что ясли в первоначальном значении - это кормушка, куда клали корм для скота. И это слово, связанное с рождением Богомладенца, настолько вошло в наш язык, как символичное обозначение детских учреждений для младенцев, что никакая атеистическая пропаганда не могла его убрать из обихода.

История украшения ели

Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки стали ставить только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников. Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею. Пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом христианском празднике. Но в 1935 году обычай наряжать елку вновь вернулся в наши дома. Правда, для большинства неверующих советских людей вернулась елка уже не как Рождественская, а как новогодняя.

Рождественский венок

Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок, о может быть алтарь церкви или обеденный стол

Рождественские свечи

Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи. Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.

Рождественские подарки

У этой традиции много корней. Святой Николай традиционно считается дарителем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздник Сатурналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Санта Клаус, Бефана (итальянский Санта Клаус женского пола), рождественские гномы, различные святые. Согласно старой финской традиции, подарки разбрасывает по домам человек-невидимка.

Рождество на блюдечке

Канун Рождества получил название "сочельник", или "сочевник", и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день, - сочива (или полива). Сочиво - каша из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом и с миндальным и маковым соком; то есть это кутья - ритуальное поминальное блюдо. Ритуальным было и число блюд - 12 (по числу апостолов). Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое. медовые пряники и, конечно, жареный гусь. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая, друг другу всего доброго и светлого. Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.

Таким образом, рождество — один из самых главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Неслучайно он очень популярен в нашей стране и любим многими жителями.

Святки, святые вечера, так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей, дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинающиеся с 25 декабря и оканчивающиеся обыкновенно 5 января следующего года. Это торжествоо соответствует священным ночам у немцев (Weihnaechen). По другим наречиям просто "святки" (Swatki) означает праздники. В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем святок (swiatki), как например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирёв заключает, что как само название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов и примет, как Святки. На Святках мы встречаем, или видим, странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат: гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющего ничего общего с хпристианскими целями и настроением духа, а также славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацеями, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как само слово "святки" представляет понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но с древности, с незапамятных времён язычества вошли обычия и обряды в эти торжественные дни, и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Святки, как праздники приняты от эллинов(греков); то же подтверждение Коляд от эллинов видим в 62 правиле Стоглава. Впрочем, профессор Снегирёв свидетельствует, что св.отцы, гоаоря об эллинах, имели в виду любые языческие народы в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, в Египте, у греков и индейцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя возрождение Осириса или Новый год, надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельеыы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолетие и считались обрядом священным. Точно так же подобные обряды совершалмсь у персов в день рождения Мифры, у индийцев Перун-Цонгол и Угады. У римлян праздники эти назывались днями солнца. Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст и папа римский Захарий восставали против святочныхволхований и безумных игр (календ) - обычаи гадать и напряжаться всё таки остались, хотя в форме довольно изменённой. Даже сам император Пётр I, по возвращении в Россию из путешествия, наряжал Зотова папою, а других своих любимцев - кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих на Святках ходил с ними к боярам по домам славить. В книге Кормчей, на основании XXII главы стиха 5 Второзакония, упомянутые переряживания воспрещаются Известно, что Моисей как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и пререряживание, как то делали жрецы египетские. У скандинавов (обитателей нынешней Швеции) Святки были известны под именем Иольского, или Юльского, праздника, важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался он целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. У древних англосаксов самая долгая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера, или Солнца, и называлась Материнской ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе чёрноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в чёрный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в дома, как у русских в Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всём севере превратилось в забаву, уже лишённе всякого суеверного смысла. Та же роль представлена Филлии на германском севере. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова в большей части городов начинается ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночной страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой - совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в неё сахарного сирова, чтобы она была слаще. Вообще Рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, Сочельник в России менее весел, ибо день постный, день приготовления к встрече праздника. У простого народа всегда найдётся бездна смешных приданий по случаю этого дня, и ночь пред Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В Англии существует поверье, что будто бы войти в хлев ровно в полночь, то найдёшь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчёлы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверие распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставляют кудели на прялках, чтобы чёрт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придёт за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом девушки недопрядённую кудель солят с целью сохранить её от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезают. В Шотландии домашний скот в праздник Рождества Христова кормят последней горстью сжатого хлеба с целью предохранить его от болезни. В Англии в старину был обычай: в Рождество подавать к столу кабанью голову в уксусе и с лимоном во рту. При этом пелась песня, приличная торжеству. В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей ёлку, всяким способом стараются узнать будущность на год и верят, что на кануне Рождества Христова скоты говорят. Ещё раньше, там же представляли историю рождения Иисуса Христа в лицах. Кроме того, как уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в саксонской деревне Шолбек, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов проводили с женщинами повечерие Рождества Христова на погосте св. Магна в бесчинных плясках с неблагопристойными песнями, по крайней мере, такими песнями, которые не свойственны такому высокоторжественному дню. [1]