Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475—1564) — скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных дли гробниц в капелле Медичи.
Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одна из самых впечатляющих его фресок — сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников — Леонардо да Винчи и Рафаэли Санти, — звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».
Замечательным художником Возрождения был Джорджем (1477—1510). В знаменитых полотнах «Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза» он показал единство человека и природы.
Жизнеутверждающая красота человека и природы стали главной темой творений другого выдающегося художника эпохи — Тициана (1477—1576), использовавшего в своих картинах мифологические сюжеты («Даная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис»).
На мифологические темы также писал свои полотна Боттичелли (1445—1510). Созданные им поэтически обобщенные чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворенностью («Весна», «Рождение Венеры»).
На этот период приходится расцвет творчества Лудовико Ариоапо (1474—1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной пи форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд». Поэма посвящена безответной любви Роланда к Анжелике. Действие происходит на фоне войны с сарацинами (арабами) в период правления Карла Великого. В поэме черпали вдохновение Шекспир, Байрон. Поэма считается величайшим произведением Возрождения.
Как принято считать, оно продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII вв. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой
Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Дж. Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. В 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1554—1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности, Вселенной и мирах».
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный историком искусства и художником Дж. Вазари маньеризмом. Этот стиль отличает субъективизм, вычурность образов, изощренность формы. Наиболее крупными художниками-маньеристами были Понтормо (1494—1557), выработавший драматический стиль с использованием необычных цветов («Положение во гроб»), Бронзино (1503—1572) — автор холодных изящных портретов («Лукреция Панчатики» и др.), скульптор и золотых дел мастер Б. Челлини (1500—1573).
Продолжали развивать реалистическую традицию в живописи Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594), Караваджо (1573— 1610). Новаторство и смелость отличают работы Веронезе (роспись потолков во Дворце дожей в Венеции). На какую бы тему ни были его картины (религиозную, мифологическую, историческую или аллегорическую) — везде он славит мощь и величие Венеции. Драматические полотна на религиозную тему Тинторетто насыщены динамикой, контрастами света и тени, одухотворенностью образов. Караваджо — создатель мощного живописного стиля, построенного на контрастах света и тени, монументальности, энергичной лепке объемов. Художник имел немало подражателей (караваджистов) в Голландии, Фландрии, Франции, Испании. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, гик формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.
Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.
Реформация и рождение протестантизма
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Как уже отмечалось выше, кризис
католицизма привел к возникновению в начале XVI века широкого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм - третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.
Церковь буквально утопала в роскоши и богатстве, она потеряла всякую меру в своем стремлении к власти, обогащению и к расширению земельных владений. Для обогащения использовались всякого рода поборы, которые оказывались особенно разорительными и невыносимыми для северных стран. Совершенно непотребный вид приобрела торговля индульгенциями, то есть отпущением грехов за деньги.
Все это вызывало растущее недовольство и нарекания в адрес клира и папства. Примечательно, что Данте в своей "Божественной комедии" - еще на заре Возрождения - поместил двух пап, Николая III и Бонифация VIII, в ад, в огнедышащую яму, считая, что ничего лучшего они не заслуживают. Осознанию кризисного состояния католицизма способствовала творческая деятельность Эразма Роттердаме ко го. Французский философ П. Бейль справедливо назвал его "Иоанном Крестителем" Реформации. Он действительно идейно подготовил Реформацию, но не принял ее, поскольку та, по его мнению, для преодоления Средневековья использовала средневековые же способы.
Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки в этом направлении не увенчались успехом. В результате они получили мощное движение Реформации и раскол католицизма.
Одним из первых предшественников Реформации стал английский священник Джон Уиклиф (1330 - 1384), выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папства и отказ от ряда таинств и обрядов. Со сходными идеями выступил также чешский мыслитель Ян Гус (1371 - 1415), который требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.
В Италии пионером реформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452 - 1498), подвергавший папство суровой критике, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши. Он также был: отлучен от Церкви и сожжен. В Италии движение Реформации не получило широкого распространения, поскольку здесь притеснения и злоупотребления папства ощущались менее остро.
Главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер (1483 - 1546) и французский священник Жан Кальвин (1509 - 1564), возглавившие бюргерско-буржуазпое направление, а также Томас Мюнцер (1490 - 1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Германии переросло в крестьянскую войну (1524- 1526). В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям.
Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттен-берге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.
Реформация затронула не только торговлю индульгенциями, но и более фундаментальные вещи в католицизме. Она выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства. С этой целью она провела сверку католического Священного предания со Священным писанием, Библией, сделав вывод, что Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продавать 1шдульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.
Библия не требует от согрешившего каких-либо искупительных пожертвований. Для его спасения нужны не пожертвования в пользу Церкви или монастырей, не "добрые дела", но искреннее раскаяние в содеянном и глубокая вера. Прощение личного греха, личной вины достигается через непосредственное, личное обращение к Богу. Никаких посредников при этом не требуется.
Рассматривая другие функции Церкви, сторонники Реформации приходят к мысли, что все они, как и само существование Церкви, противоречат Священному писанию. Существование Церкви, как религиозного института, покоится на положении католицизма о делении верующих на священников и мирян. Однако необходимости такого института и деления нет в Библии. Напротив, там провозглашается принцип "всеобщего священства'', всеобщего равенства людей перед Богом.
Именно этот принцип равенства восстанавливает Реформация. Служители Церкви не должны иметь какие-либо привилегии в отношениях с Богом. Претендуя на посредническую миссию между простым верующим и Богом, они посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом, ибо, как утверждает Лютер, "каждый сам себе священник". На должность пастора может быть избран любой член община.