Одна из ведущих фигур немецкого Возрождения — Лукас Кранах Старший (1472—1553). Картина «Бегство в Египет» - характерный образец его живописи. Религиозные сюжеты его картин разворачиваются на фоне великолепного пейзажа. Он также писал блаженную натуру и детализированные идеализированные портреты, в частности Мартина Лютера. Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупней-
1ими немецкими поэтами эпохи Реформации были мейстерзингер Ганс Сакс (1494—1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведении, и Иоганн Фишарт (1546—1590) — автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения.
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484—1531). В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Жан Кальвин (1509—1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к спасению или гибели. Это предопределение необратимо и непостижимо; показателем того, что человек на правильном пути, что он «избранник божий» является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.
Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496—1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой •Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя. Эразму Роттердамскому принадлежит заслуга в осуществлении первопечатного издания Нового Завета на греческом языке и его переводе на латынь. Он создал собственное учение «Философия Христа», основой которого была идея личной связи человека с Богом.
Одним из предтечей и основоположников либерализма можно считать Дирка Коорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К этому же времени относится творчество Филиппа Апъдехонде, автора национального гимна Нидерландов.
Представитель раннего нидерландского Возрождения — Иероним Босх (ок. 1450—1516). Его картины полны причудливых образов дьявольских созданий («Сед наслаждений»), поражают изощренностью воображения. Религиозные сюжеты изображают не святых, а простых людей, их действие как бы перенесено в современные художнику Нидерланды, в них выставлены в карикатурном виде людские пороки.
Величайшим художником своего времени был Питер Брейгель Старший (1525—1569). Его картины крестьянского быта дали начало жанровой живописи. Художник черпал темы в быту, в жизни («Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Крестьянская свадьба», «Сенокос» и Другие полотна, вошедшие в серию «Месяцы»). В его картинах часто звучит тема страдания и смерти, порождаемая духом современной ему эпохи («Слепые», «Триумф смерти»). На одной из картин Брейгеля «Нидерландские пословицы» размещено более 100 иллюстраций к народным пословицам и поговоркам. Смысл многих из них понятен и нам («Смотреть сквозь пальцы», «Вооружен до зубов», «Биться головой об стену» т.д.).
Питер Брейгель носил прозвище «Мужицкий». Его сыновья — Питер Младший, прозванный "Адским" Брейгелем, писал на религиозные сюжеты, а Ян, прозванный «Бархатным» («Цветочным»), — натюрморты с цветами, характеризующиеся насыщенностью и гармонией красок.
Особенностью культурной жизни Нидерландов были риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их состав мог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес, рассказов. Риторические общества способствовали распространению образования в обществе, повышению его культурного уровня.
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени — Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478—1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной
собственности, и золото не является ценностью — из него делают цепи для преступников.
Основоположник английской классической литературы и современного английского языка — Джефри Чосер (ок. 1340—1400) наиболее известное его произведение — сборник стихов и прозаических новелл «Кентерберийские рассказы», якобы рассказанных поломниками по пути в Кентербери. В них он проявил себя тонким психологом и стилистом.
Величайшая фигура английского Возрождения Уильям Шекспир (1564—1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло», исторических драм «Генрих VI», <Ричард III», комедий «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», сонетов.
Мировосприятие драматурга на протяжении его творчества изменялось. Так, оптимизмом проникнуты его первые комедии, позже, в исторических драмах он решает проблему закона и власти, и мировосприятие становится все более пессимистическим. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплением прозы.
Шекспир был драматургом в лондонском театре «Глобус», который пользовался большой популярностью у населения. Английские театры того времени посещали люди всех сословий. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.
Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские и плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина».
Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547—1616). Главное его произведение — бессмертный роман «Дон-Кихот», в котором органически сочетаются реализм, героика и романтизм. Пародируя рыцарский роман, писатель создал всеохватывающую панораму испанского общества.
Основоположник испанской национальной драмы — великий Лопе де Бега (1562—1635), автор более чем 1500 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Свои взгляды он изложил в форме важнейших принципов испанской ренессансной драмы в стихотворном трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни». Его пьеса «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») была названа первой народной драмой.
Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Грека (1541—1614). Его картины на религиозные сюжеты полны эмоционального напряжения, персонажи его полотен освещены мерцающим светом («Похороны графа Орзаса»).
Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494—1553), написавший сатирический роман-аллегорию «Гаргантюа и Пантагрюэль», повествующий о двух великанах — отце и сыне.
В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524— 1585) и Жоакен Дю Белле (1522— 1566). Поэты «Плеяды» видели свою главную задачу в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими греческим и латынью.
Важнейшей темой в поэзии было воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии в целом.
Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533—1592). Славу Монтеню принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе — эссеистике (от фр. essai — опыт). В изысканных и вольных по форме, казалось бы не связанных между собой эссе Монтеня, получили развитие традиции французского свободомыслия эпохи Возрождения. Человек - вершина всех рассуждений Монтеня о природе и обществе.
Первым художником во Франции, последовательно воплотившем эстетические принципы Раннего Возрождения, был Жан Фуке (ок. 1420—1480). В реалистической манере им выполнены миниатюры и книжные иллюстрации, в том числе к «Декамерону» Боккаччо.
Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории и двигалась к Новому времени.
1. Баткин И.М. «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальностей», М., 1989.
2. Лазарев В.Н. «Начало раннего Вохрождения в итальянском искусстве», М., 1979.
3. Радугин А.А. «Культурология», М., 1999.
4. Силичев Д.А. «Культурология», М., 2000.