СОДЕРЖАНИЕ
Реформация и рождение протестантизма.. 8
Философия эпохи Возрождения.. 12
Возрождение в Нидерландах.. 15
В конце XIV — начале XV вв. в Европе, а именно в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Возрождение охватывает XIV—XVI вв. в Италии и XV—XVI вв. в странах, расположенных севернее Альп.
Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает актинии интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей; так, были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.
Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое (от лат. humanus — человеческий).
Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подход» к жизни становится индивидуализм, что способствует распростри нению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступившие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.
Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек — созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонении, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием — непременная часть культуры Возрождения. В числе виднейших представителей гуманизма: Франческа Петрарка, Джованни Боккаччо,
Леонардо да Винчи (Италия), Мишель Монтень, Франсуа Рабле (Франция), Ульрих фон Гуттен, Альбрехт Дюрер (Германия), Уильям Шекспир (Англия), Эразм Роттердамский (Нидерланды).
У истоков Возрождения в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265—1321). Вершиной творчества Данте стала эпическая поэма "Божественная комедия" (это название дал ей Дж. Боккаччо). «Божественная комедия» повествует о путешествии поэта по загробному миру и включает описания ада, чистилища и рая, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. В поэме показан полный испытаний путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, чей образ в поэме становится символом мудрости и красоты.
Родоначальником гуманизма считают поэта, философа Франческо Петрарку (1304—1374) — он первым противопоставил средневековому богословию (божественному знанию) новое мировоззрение (человеческое знание).
Перу Петрарки принадлежат философские трактаты, биографии «Письмо к потомкам», но главное — любовная лирика. Сонеты, Посвященные Лауре, — это своеобразный поэтический дневник, в котором отразилось противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения мира.
Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313— 1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. «Декамерон» — сборник 100 новелл, в которых повествуется, как во время «черной смерти» (чумы) 1348 г. во Флоренции 10 молодых людей (юношей и девушек) удаляются на загородную виллу и там в течение 10 дней (гр. декамерон — десятиднев), помимо других развлечений, рассказывают каждый по одной новелле» в день.
Данте, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянской! литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределе ми, вошли в сокровищницу мировой литературы.
Жизнь людей эпохи Возрождения тесно связана с искусством Искусство было для них тем, чем до сих пор была религия, а в Новое время стали наука и техника. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы, изменилась и церковная архитектура. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно обозреть, то здания Возрождения можно охватить единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.
Внимание художников Возрождения привлекал реальный земной мир. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научным! достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В человеке их интересовала индивидуальность.
Основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве — Джотто (1266—1337). Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, став писать фигуры объемными. Ему принадлежат росписи церкви в Ассизи на сюжеты из Евангелия, а также из жизни св. Франциска Ассизского. В скупых пластических формах Джотто передавал глубину переживаний человека и новое ощущение человеческого достоинства, что так характерно для живописи Раннего Возрождения.
Один из основоположников искусства Раннего итальянского Возрождения — Мазаччо (1401—1428). Его фрески в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции свидетельствуют о решительном разрыве с готической традицией. Он первым применил в живописи научные законы перспективы, открытые Брунеллески. Его фрески отличаются монументальностью, лишены готического декора, а изображенные на них фигуры объемны. Классическим образом алтарной композиции стала его «Троица», созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц донаторов и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.
Строгие законы перспективы применял в своих работах скульптора Донателло (386—1466), например "Св. Георгий, убивающий дракона". Его грациозная статуя юного Давида считается первой со времен античности свободностоящей обнаженной скульптурой в полный рост.
В этот период в архитектуре проявился интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов. С именем архитектора Брунеллески 177—1446) связывают смелую ломку средневековых стереотипов и пропорций и обращение к традициям античного ордерного зодчестве. Простые геометрические формы и творчески переосмысленные принципы придают внешнему виду зданий Брунеллески величавое спокойствие. Во Флоренции им построены капелла Пации и Оспедале дельи Инногенти (воспитательный дом).
Высокое Возрождение
Это время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Возрождения назовет человечество Леонардо ял Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.
Леонардо да Винчи (1456—1519), один из самых замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, но и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки пи обогатил гениальными догадками.
Одна из важнейших его художественных работ — «Тайная вечеря» - фреска в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа «Один из вас предаст меня». Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Всемирно известен еще один шедевр мастера — портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название — «Джоконда», по имени ее мужа Джоконде. Необычайная глубина и значительность сделали » символом эпохи Возрождения.
Великому живописцу Рафаэлю Санти (1483—1520) принадлежит величайшее произведение мировой живописи — «Сикстинская мадонна»: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость приношения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.