Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта 9 (стр. 2 из 3)

Наряду с амулетами, египтяне так же верили, что возможно передать фигурке любого живого существа душу того, кого она изображает. К ним относятся так называемые «ушебти» которые клались вместе с умершим, для того, чтобы в загробном мира он выполнял все обязанности которые прикажут умершему боги. Фигурки людей или животных с соответствующими магическими словами так же использовались для защиты людей от злых сил.

Большое значение придавалась так же и магическим рисункам, заклинаниям. Египтяне верили, что без пищи душа умершего может начать причинять вред живым. Первоначально рядом с мумией оставляли пищу и через определенные промежутки времени приносили новую пищу.

Египтяне так же хорошо знали движение небесных тел, на основе этого они положили начало астрологии. Они так же ввели понятие счастливых и несчастливых дней.

Большая часть элементов египетской религии проникла в христианство в оригинальном виде, другая часть элементов в видоизмененном виде, но с четко прослеживаемыми египетскими корнями. Основным, конечно, является, миф о воскресении Христа, полная аналогия мифу о воскресении Осириса. Христос также как и Осирис погибает в страданиях, но после смерти, возноситься на небо, где становиться богом. Битва между Сатаной и Христом, после которой наступит Царство бога на земле, аналогия битвы между Хором и Сетом. Непорочное зачатие Девы Марии также соответствует египетской мифологии, после того как Сет убил Осириса и бросил мертвое тело на 40 дней в содовые озера.

Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный же Берег был отдан «вечности» — загробной жизни. Здесь возводили пирамиды и строили гробницы. Этот обычай тоже был основан на символике: подобно тому, как Ра, то есть солнце, «рождается» на восточном берегу небесной реки и «умирает» на западном, так и люди, «скот бога Ра», проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад — в Поля Камыша, загробный рай, место успокоения, блаженства и вечной жизни. Смерть для египтянина была просто уходом в другой мир, который во всем был похож на мир земной: умершие ели, пили, собирали урожай, развлекались охотой и ловлей рыбы. Только смерти в Загробном Царстве не было: там египтянин жил вечно.

В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастических, искаженных форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни. Заупокойный культ ярко выразился в способе погребения тела — тела умерших заворачивали в кожу, циновку или ткань, часто хоронили лежащими на боку в скорченном положении, имитирующем положение спящего.

Тело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды, а тело мумифицировалось — пропитывалось особыми солевыми растворами и смолистыми составами. Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу. На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы помешали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. Помимо этих религиозно-магических надписей, появляются гимны, молитвы и заклинания, которые сначала тоже писались на стенах, а затем на свитках папируса, образуя так называемую «Книгу мертвых», где описывалась судьба человека после его смерти. «Книга мертвых» была наиболее крупным и наиболее распространенным религиозно-магическим сборником.

Другие культурные достижения Египта.

История древнеегипетского государства, расположенного в долине и дельте Нила, прошла несколько этапов развития — Раннее (Древнее) Царство (около 3000 — 2500 гг. до н. э.), Среднее Царство (ок. 2050 — 1700 гг. до н. э.), Новое Царство (ок. 1580 — 1070 гг. до н. э.). В истории существования древнеегипетского государства были периоды упадка и возрождения. Первый кризис государства (ок. 2500 — 2050 гг. до н. э.) подготовил объективные основы для нового его возрождения — возникновения Среднего Царства. Второй кризис (ок. 1700 — 1580 гг. до н. э.) стал основой для расцвета Нового Царства.

Раннее царство характеризуется образованием первого централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В этот период утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, которое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамид-гробниц (в частности, Хеопса в Гизе).

Значительного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелие, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основой и ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Для обработки почвы применяется древняя первобытная мотыга, но наряду с ней все шире распространяется примитивный плуг. Серп с кремниевыми зубьями заменяется более усовершенствованным металлическим серпом.

Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи.

В эпоху архаики и Раннего Царства все рощи были сведены, и поэтому обработка дерева имела в этот период большое значение. При изготовлении мебели, кораблей, погребальных ящиков и др. предметов пользовались как местными породами дерева — акацией, пальмой, так и привозными сортами, — сосной, которую привозили из Сирии, и черным деревом, которое доставляли из Нубии. Развитие деревообрабатывающего производства нашло свое отражение в значительном усложнении и усовершенствовании инструментария. Каменные орудия постепенно заменяются металлическими. Дерево рубят при помощи топора, распиливают однорукой пилой, обтесывают теслом, размечают плоским нумеровочным камнем. В особых мастерских изготавливают лук и стрелы, пользуясь целым набором инструментов.

Большое значение имела обработка дерева и для кораблестроения. В официальных летописях сообщается о сооружении больших грузовых кораблей из различных пород дерева, в основном из акации, привезенной из Нубии.

Высокого расцвета и технического совершенства достигает в это время обработка камня. Представление о технике обработки камня дают ценные сосуды, сделанные из очень твердых пород камня с поразительной точностью и совершенством.

Но особых успехов достигают египетские каменотесы в строительном деле. Огромные царские гробницы (пирамиды) и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники. Для их постройки пользовались огромными каменными плитами. Так, камни, расположенные у входа в заупокойный храм фараона Хафра, достигают длины 5,45 м и весят 42 тыс. кг.

Огромная царская гробница — пирамида царя Хуфу — достигает высоты 146 м. Она сложена приблизительно из 2,5 тыс. каменных плит, причем вес каждой каменной плиты равняется приблизительно 2,5 т. Пирамиды покрывались роскошной каменной облицовкой. Каменные плиты подгонялись друг к другу с поразительной точностью, удивляющей даже современных архитекторов.

Ведущим и наиболее хозяйственно важным видом ремесла была металлургия, также достигшая в период Древнего Царства значительного развития.

Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, чаще всего изготовленными из меди, добытой в рудниках Синайского полуострова. Наряду с техникой ковки была известна и техника литья.

Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.

Наконец, значительного развития достигают в эту эпоху и другие ремесла, в частности обработка глины, папируса, кожи, и выделка льняных тканей.

Для эпохи Древнего Царства была характерна внутренняя и внешняя торговли в примитивной меновой форме. На стенах гробниц этого времени сохранились изображения рыночных сцен, причем художник тщательно изобразил обмен одних товаров на другие. Среди этих товаров встречаются продукты питания, такие как зерно, хлеб, сладкие пирожки, овощи, плоды, масло, рыба, а также ремесленные изделия, в частности украшения, зеркала, обувь. Товарным эквивалентом стоимости было зерно и слитки металлов, чаще всего меди.

Ярким показателем развития духовной культуры этого периода является появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая целые слова иероглифами.