Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объяснялась тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые обладали «монополией» на знания. Жрецы и писцы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая ее даром бога мудрости.
К эпохе архаики восходит культ фетишей, т. е. священных предметов дикарского культа, наделенных фантастической сверхчувственной силой. Первобытный египтянин наделял отдельные предметы и явления природы сверхъестественной силой, стремясь в то же время использовать эту силу в собственных интересах. Так, к глубокой древности восходит в Египте культ священного камня. По мнению древних египтян, душа человека после его смерти существует, пока бог Ра видит его имя. С этим культом связано строительство гигантских пирамид, на вершине которых располагались золотые пластины с именем фараона, и многочисленных погребений и обелисков.
К глубинным пластам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.
Основными сказочными героями являются невинные и праведные страдальцы; таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде». Мотив первой из них — о злой жене и невинном юноше, которого она хочет обольстить, чудесных превращениях главного героя сказки и, наконец, о торжестве несправедливо страдавшего праведника — встречается не только в египетской литературе, но и в литературе многих народов позднейшего времени, испытавших влияние египетской культуры.
Высокого развития в Египте достигли изобразительное искусство и архитектура. О техническом совершенстве архитектурных форм говорят сохранившиеся до наших дней храмы и гробницы. Предшественницами громадных царских усыпальниц — пирамид были погребения в скалах и небольшие наземные гробницы, увенчанные плитой пирамидальной формы. По мере развития строительной технологии гробницы становились все монументальнее. Классическая монументальная пирамида, сооруженная из плит-блоков, получалась благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды при помощи внешней облицовки. Поблизости от пирамид строились заупокойные «храмы царей». Стены этих храмов украшались рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обоготворенного царя.
Отличительными чертами египетского изобразительного искусства периода архаики и Среднего царства является величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм, фронтальность и статичность. Все эти особенности египетского искусства сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности в портретных изображениях. Но при этом если царь, вельможа изображался приукрашенно, идеализированно, как сверхмощный человек, то изображения «простых смертных» (статуэтки слуг, рабов) более реалистичны и носят черты портретного сходства. И только в эпоху Нового царства изображения царей и цариц становятся реалистическими, носят черты портретного сходства (таковы статуи Аменхотепа III, скульптурный портрет Нефертити).
В этих школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания (пирамиды Долины Смерти, храмы Луксора и Карнака и пр.), которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.
Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Очень характерны для египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определенные соотношения.
Математические знания широко использовались в искусстве. Египетский художник для того, чтобы изобразить на плоскости фигуру человека, чертил квадратную сетку, в которую «вписывал» тело человека, пользуясь при этом знанием математических соотношений длины частей тела.
Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии, в частности, они отличали планеты от звезд; на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для определения времени в ночные часы. Днем время определяли при помощи солнечных и водяных часов. Составленными египтянами картами расположения звезд пользовались и значительно позднее, в греко-римскую эпоху.
Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины; египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. В медицинских текстах отмечается специализация по отдельным видам болезней — гинекологии, глазным болезням, хирургии. В эпоху Среднего царства высокого уровня развития достигла хирургия.
Названия некоторых болезней и рецептов свидетельствуют о значительном уровне развития египетской медицины, достижения которой были широко заимствованы авторами медицинских трактатов в эпоху античности. Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.
Заключение.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Искусство Древнего Египта поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой. Своеобразие и особенности древнеегипетской культуры состояли в следующем: первое- раннее зарождение там классовых отношений и государственности; второе- изолированное географическое страны, что затрудняло культурные заимствования извне;- третье, тесная связь искусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала. Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось основой для античного искусства и европейского в целом. Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него европейским. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.
Список литературы.
1. Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. - 2003. - N2. - С. 152-160
2. Культурология: Курс лекций: Учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина, 1996. - 398 с
3. Винкельман, И. И. История искусства древности: малые сочинения /Винкельман И.И. - СПб. : Алетейя, 2000. - 800 с.
4. История Востока: в 6 т. / . - М. : Восточная литература РАН, 2000 - Т.1 : Восток в древности : научное издание. - 688 с.