Особое значение надо придать былине о бое Ильи с Добрыней. Добрыня представлен в ней как рязанский житель. Про самою Рязань говорится, что она «доселева» «слободой слыла», а вот «нынече» слывет городом. Прошла слава и о Добрыне как удалом борце – «немалая» славушка по всей земле до самой «украины» – до Мурома. Илья Муромец едет в Рязань, чтобы убедиться в силе и удали Добрыни. Илья встречается с Добрыней в чистом поле. Ударились богатыри палицами, потом - мечами, соскочили с коней – принялись бороться. Бой закончился тем, что Илья и Добрыня побратались. Сказал Добрыня:
Назовемся-ка мы братьями крестовыми,
Обменяемся крестами золочеными:
А как будешь ты мне больший брат,
А как буду я тебе меньший брат,
И мы будем ездить по чисту полю поляковать,
А и биться мы будем друг-то за друга,
Друг-то за друга, за брата за крестового!
И поехали богатыри в Киев. Владимир стольнокиевский встретил Илью такими словами :
Уж ты здравствуй , Илеюшка, Илья Муромец!
Уж ты здравствуй, дородный добрый молодец!
А Добрыне киевский князь сказал:
Я тебя-то, добрый молодец, не знай, как зовут.
Смысл былины втом, чтобы утвердить в сознании слушателей мысль о превосходстве Ильи над Добрыней, который почти равен силой с Ильей, но слава которого будто бы началась не раньше, а позднее славы Ильи. По былине судя, Муромца знали повсюду уже тогда, когда Добрыня только приехал в стольный Киев. Зачем было создавать такую былину? Надо полагать для того, чтобы Добрыня как старейший богатырь русского эпоса уступил первенство Илье Муромцу. Ради Ильи былина пытается оспорить первенство Добрыни как богатыря предшествующего времени в развитии эпоса. Для вящего доказательства былина заставляет Илью и Добрыню ехать в Киев, и князь Владимир, будто бы еще не знавший Добрыню, невольным вопросом решает спор двух могучих богатырей. Да они и сами к тому времени вполне ясно определили свое отношение друг к другу.
Былина, которая нарочито ставит Илью над Добрыней , понадобилась для опровержения ходячего мнения , что Добрынина слава родилась раньше Илюшиной. Илья Муромец как богатырь, рожденный историей возвышения Ростово-Суздальской земли над прочими русскими землями, в своей эпической биографии также берет верх над остальными богатырями эпоса и , в первую очередь, над Добрыней, как главным героем эпоса IХ-ХI вв.
В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического «прототипа» – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня–собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь. Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, что летописи связывают, по крайней мере, семь Добрынь:
-в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича ;
-по ХI век – Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский;
-по ХII век – новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;
- по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.
Выбор достаточно велик – почти четыре столетия, и теоретически нельзя исключить никого из этих «прототипов» или сводить всех Добрынь к первому из них. О каждом из этих исторических Добрынь сохранились летописные известия, а о некоторых – литературные произведения. Ю.И.Смирнов говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, вХV – ХVII веках это имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Надо учитывать, что оно относилось к числу «некалендарных» имен, его не могли дать при крещении. А это значит, что для всех перечисленных выше Добрынь, оно было или вторым – языческим именем, полученным за определенные качества: доброту, красоту, величие. Все это вкладывалось в древнерусское имя ДОБРЫНЯ. Так что в данном случае действительно трудно судить, что именно привлекло в историческом Добрыне: его ли заслуги, а они и впрямь были немалыми, или же само это прекрасное имя ДОБРЫНЯ , тем более и по отчеству он НИКИТИН , то есть в переводе с греческого, - славный, блестящий, победитель.[9]
Так о чем же говорят былины? О любви к Родине, о доблести и
беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Пафос былин, возникших много веков назад и несущих в себе черты давно отшумевших событий, не может не волновать слушателей и читателей. Академик Ю.М. Соколов писал в своей известной книге «Русский фольклор»: «Любовь к Родине, уважение к тем, кто стоял на страже границ родной земли, кто свою жизнь посвящал служению родному народу, кто ставил своей целью заботу об обездоленных и угнетенных, кто умел держать данное слово, кто был крепок духом, храбр, смел, кто давал жестокий отпор врагам страны и народа, кто умел говорить правду прямо в лицо, кто боролся против насилия князей и бояр,- все это составляет пафос многих героических былин».[10]
Л И Т Е Р А Т У Р А.
1. Аникин В.П. Русский богатырский эпос
2. Базанов Вас. От фольклора к народной книге
3. Калугин В.И. Струны Рокотаху…Очерки о русском
фольклоре.
4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.
5. Круглов Ю.Г. Былины.
6. Путилов Б.Н. Застава богатырская.
7. Померанцева Э.В. О русском фольклоре
8. Рыбаков Б. Русские былины.
9. Энциклопедия литературных героев
10. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство).
[1] Путилов Б.Г. Застава богатырская стр.173
[2] Круглов Ю.Г. Былины. Вступительня статья стр.5
[3] Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество стр.149
[4] Юдин Ю.И. Героические былины. Поэтическое искусство стр.68
[5] Калугин В.И. Струны Рокотаху… Очерки о русском фольклоре.
[6] Калугин В.И. Струны Рокотаху…Очерки о русском фольклоре
[7] Калугин В.И. Струны Рокотаху… Очерки о русском фольклоре
[8] Аникин В.П. Русский богатырский эпос
[9] Калугин В.И. Струны Рокотаху… Очерки о русском фольклоре
[10] Померанцева В.Г. О русском фольклоре стр.18