Смекни!
smekni.com

Рок-поэзия (стр. 2 из 3)

К началу 80-х гг. завершился переход от подражания западным образцам к созданию самобытного русского рока. В 1982 г. в самиздатовском рок-журнале "Ухо" была опубликована статья Артема Троицкого "Песни городских вольеров". В этой статье впервые был употреблен термин "рок-поэзия" и была сделана попытка определить ее сущность. Троицкий отмечал, что "у рок-поэзии свои законы и своя система ценностей, во многом противоположные тем, к которым мы привыкли. И глупо подходить к словам рок-песен с критериями академической литературы". Конечно, это высказывание не бесспорно. Но надо иметь в виду, что Троицкий писал свою статью, когда в рок-культуре происходил некий перелом, смена эстетических систем: от хиппистского поиска внутренней свободы, приводящего порой к саморазрушению или уходу в иллюзорный мир, от "созерцательного" романтизма - к энергичному отстаиванию свободы внешней, права на жизнь по законам свободной человеческой личности, к романтизму бунтарскому. Для такой системы характерна большая реалистичность ("здесь и сейчас"), ярко выраженная социальность, а также ироническое восприятие действительности, переходящее в сарказм (намеренное использование романтических штампов в принижающем их контексте):

И мы несем свою вахту в прокуренной кухне

В шляпах из перьев и трусах из свинца.

И если кто-то издох от удушья,

То "отряд не заметил потери бойца".

И сплоченность рядов есть свидетельство дружбы

Или страха сделать свой собственный шаг.

А над кухней-замком возвышенно реет

Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг.

(Б.Гребенщиков "Электрический Пес")

Рок-поэзия только становилась на ноги, искала соответствующую форму и содержание. Единственным непререкаемым авторитетом был находившийся на пике популярности Гребенщиков (именно на основе его творчества Троицкий делал свои выводы о "неакадемичности" рок-поэзии). Еще не были известны такие значительные в недалеком будущем фигуры, как Башлачев, Кинчев, Ревякин, мало кто знал Шевчука, только-только появился на горизонте Майк Науменко. Рок-поэзия еще не успела создать свои лучшие образцы, но пройдет несколько лет, и станет очевидно, что ее вполне можно и даже нужно анализировать.

В 1980-1988 гг. - "время колокольчиков" (по названию песни Александра Башлачева) - нахлынула вторая волна русского рока: он стал активно впитывать в себя бардовскую традицию - в первую очередь, внимание к тексту. Теперь рокеры ищут свои истоки в творчестве Галича, Высоцкого, Окуджавы. То есть это волна не столько временная или возрастная, сколько мировоззренческая, для нее характерен новый тип рок-группы, во главе которой стоит поющий автор слов и музыки (Борис Гребенщиков - "Аквариум", Майк Науменко - "Зоопарк", Виктор Цой - "Кино", Юрий Шевчук - "ДДТ", Константин Кинчев - "Алиса", Дмитрий Ревякин - "Калинов Мост"...). Каждая группа, помимо электрической программы, практиковала также и акустические выступления. А когда усилились репрессии против рок-музыкантов, лидеры групп давали сольные квартирные концерты, просто под гитару, практически не отличаясь от бардов. И рокеров, и бардов ругали в одних и тех же печатных (и не только печатных) органах одними и теми же словами, выдергивая и перевирая фразы из текстов песен. Именно тогда, в 80-е гг., в сознании рокеров происходит смысловое сближение слов "рок" - вид музыки и "рок" - судьба, неизбежный удел, крест, который надо нести по жизни. Отсюда проистекает еще одна из особенностей рок-текста - его иллокутивность. Создание и исполнение рок-композиции в 80-е гг. являлось нарушением идеологического табу на инакомыслие, для этого требовалось известная смелость и уверенность в собственной правоте, таким образом, текст - это не только Слово, но и Поступок.

Рок-музыканты безо всяких сомнений считают Высоцкого первым русским рокером, а Юрий Шевчук даже называет Окуджаву "дедушкой русского рока", своим духовным учителем. Помимо идейной близости, общим у рок-музыки и бардовской песни (и одновременно их отличием от поп-музыки и "самодеятельной" песни - туристской, дворовой и т.п.) является то, что их авторы создают свой самобытный художественный мир, свою систему образов. Поэты несут определенную нравственную концепцию, а не просто рисуют отдельных персонажей и описывают житейские ситуации. Рок-поэзия становится харизматичной - как бытие личности автора, поэтому наиболее актуально именно авторское исполнение: "То, что ты поешь, то ты и есть", - сказал Юрий Шевчук, перекликаясь с Булатом Окуджавой - "Как он дышит, так и пишет." И ведь еще Маяковский говорил о том, что в каждом стихе есть сотни тончайших особенностей - никем, кроме самого мастера, не передаваемых.

Так как одним из истоков бардовской песни считается поэзия Серебряного века, то неудивительно, что рок-поэзия попадает под влияние богатейших поэтических традиций, когда национальное начинает преобладать над заимствованным. И кажется совершенно естественным исполнение Гребенщиковым песен Александра Вертинского или чтение Кинчевым стихов Николая Гумилева на своих концертах.

Рок-поэзия становится новым явлением в русской культуре. В ней обнаруживается слияние разных стилей и эпох, сплетение фольклорных элементов (частушек, плачей и т.д.) и городского романса, модернизма Серебряного века и библейских мотивов.

С осознанием значимости содержания рок-текста начинается поиск новой формы - от ритмов большого города (неоромантизм Виктора Цоя) до народных корней (наиболее ярко выраженных у Дмитрия Ревякина и Александра Башлачева, но так или иначе проявляющихся в творчестве практически всех музыкантов):

Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки...

Как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке...

Душа гуляла, душа летела,

Душа гуляла в рубашке белой

Да в чистом поле все прямо, прямо,

И колокольчик был выше храма...

(А. Башлачев "Ванюша")

У тех рок-поэтов, которые сильнее чувствуют свою связь с поэтическим наследием, тексты становятся более традиционными по форме (к примеру, у Константина Кинчева или у Юрия Шевчука):

Кардиограммы ночных фонарей,

Всхлипы сердечно-сосудистых грез,

Рыбьи скелеты осенних берез

В парандже развращенных восточных дождей...

(Ю. Шевчук "Осенняя урбанистическая")

Иногда рокеры чувствовали противоречие между текстом на русском языке и англоязычной музыкальной традицией, которое обосновывали тем, что "русская фраза протяжна, русские слова длительны в отличие от английских, коими легко манипулировать внутри нервического графика музыкальной рок-фразы..." (А. Дидуров, группа "Искусственные дети").

Рост религиозного сознания в обществе, начавшийся в конце 80-х - начале 90-х гг., нашел свое отражение и в рок-поэзии. Она становится более философской, поэтов все чаще волнуют вопросы веры, проблемы жизни и смерти. Процесс эволюции поэтического слова в своем "рок-профсоюзе" Юрий Шевчук описал так: "Раньше мы все были "Маяковские", теперь же - "Достоевские"... Мы просто перестали рубить в лоб. Каждый постепенно превращается в художника. А художника волнуют те же темы добра и зла, но уже не так плакатно". И этот путь - от яростной критики и неприятия каких-либо конкретных явлений к философскому осмыслению общечеловеческих проблем - характерен практически для всех рок-музыкантов и, в большей мере, для Константина Кинчева, одной из самых значительных фигур русского рока.

Константин Кинчев (настоящая фамилия Панфилов) родился в 1958 г. в Москве. Свой первый альбом под названием "Нервная Ночь" он записал в 1984 г. в Ленинграде, где через некоторое время судьба сталкивает его с группой "Алиса", лидером которой он и является до сих пор.

Первый альбом в составе группы - "Энергия"(1985) - был еще не так интересен в поэтическом плане, но именно в нем был определен смысл творчества Кинчева и его группы - "энергию грозы облекать в слово". В 1987г. был записан альбом "БлокАда", в котором проявилось несомненное поэтическое дарование Кинчева. В том же году на экран вышел художественный фильм "Взломщик", где Константин сыграл одну из главных ролей, показав себя и незаурядным актером. Через два года группа записала сразу два альбома: "Шестой Лесничий" и "Статья 206, часть 2." В 1991 г. выходит альбом "Шабаш", по мнению группы - самый важный и значимый, посвященный памяти Александра Башлачева. Этот альбом Кинчев назвал отпеванием погибшего друга. "Шабаш" был признан рок-критиками лучшим альбомом в истории русского рока. Следующий альбом - "Для Тех, Кто Свалился С Луны" (1993). Название его говорит само за себя - он полон тайн и мистики. В 1994 г. вышел альбом "Черная Метка" - о страстях, одолевающих человека, и о борьбе с ними; своего рода попытка исповеди. Последний альбом на сегодняшний день - "Джаз" (1996), составленный из песен, которые Кинчев пел только на квартирных концертах под акустическую гитару, но записанных в новой обработке. Он, по контрасту с предыдущим альбомом, весь пронизан покоем и светом.

Наверное, Кинчев - единственный представитель русского рока, чье творчество вызывает самый полный спектр оценок - от бездумного фанатичного поклонения и обожания до полного неприятия на грани "стрелять таких надо". Интересно, что обе эти крайности схожи в одном: и в том, и в другом случае незамеченными остаются слова, которые произносит Кинчев, то есть как раз то, в чем он видит свою миссию - "слово донести, которое через меня идет... Христос Слово понес, так вот его и несут все после Него". Константин не раз говорил, что его отношение к тексту изменилось именно после знакомства с Башлачевым: "Я видел, как он со словом работает... Меня даже ломало от этого".