Смекни!
smekni.com

Серебряный век русской культуры 5 (стр. 2 из 2)

Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М. Фокина (1880—1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.П. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже — выступления артистов русского балета в 1909—1911 гг. В состав труппы вошли М.М. Фокин, А.П. Павлова, В.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер, М. Мордкин и др. Фокин был балетмейстером и художественным руково­дителем. Оформляли спектакли известные худож­ники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих.

Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (му­зыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами не­сет смысловую нагрузку, органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка» «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, жи­вопись и хореография были едины.

В 1904 г. талантливая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская (1864—1910) организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия — пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка. Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александрийский в Петербурге. К концу XIX в. на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, с 70-х гг. сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, в начале XX и возникли белорусский и татарский театры.

Авангард в живописи. Заметным явлением в русской живописи XX в. стал авангард. Крупнейшие его представители — основоположник и теоретик абстрактного искусства В. В. Кандинский (1866— 1944); КС. Малевич (1878—1935) — основоположник супрематизма («Черный квадрат»), П.И. Филонов (1S83—1941), отстаивавший принцыпы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, спо­собных к калейдоскопическому развертыванию композиций («Коровницы», «Формула петроградского пролетариата»); М.З. Шагал (1887—1985), произведениям которого присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.). Супрематизм (от лат. supremas — наивысший) - разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объёмные формы. Их творчеству свойственны асоциальность, абсолютизация творческого «я», поиски нового религиозного сознания, трагизм, но одновременно и стремление к радости и свету.

Меценатство. Для серебряного века характерно еще одно явление — меценатство. Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (1838—1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третья­ковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание за­падноевропейской живописи Москве.

С.И. Мамонтов (1841—1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным цент­ром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Вру­бель, К.А. Коровин и др.

Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С. Т. Морозов (1862-1905).

А.А. Бахрушин (1865—1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.

М. Кл. Тенишева (1867—1929) — меценат и организатор музея русской ста­рины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем име­нии Талашкино.

В новой социально-экономической обстановке конца XIX — начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают разви­ваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искус­стве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременно упадка культуры, определяемый искусствоведа­ми и историками как «серебряный век», представители которого сделали став­ку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катас­трофы и выражения тончайших человеческих чувств.

Приступая к изучению культуры «серебряного века», следу­ет выделить основные духовные проблемы общества. Эпоха ха­рактеризуется стремлением прогрессивных сил к революционно­му преобразованию, а реакционных - к сохранению самодержа­вия; крахом народничества и развитием социал-демократии. Об­щественная мысль повернулась лицом к гуманитарной науке - истории, философии, праву, экономике. Этот период лишен чет­ких хронологических границ. «Серебряным веком» в истории русской культуры принято называть конец XIX - начало XX сто­летия. Он включает в себя два главных духовных явления: рус­ское религиозное возрождение («богоискательство») и русский модернизм. Атмосфере духовной жизни России рубежа веков присуща определенная двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет во всех областях культуры, науки, ис­кусства. С другой - «серебряный век», в отличие от пушкинского «золотого», проходил под знаком луны - символа ущерба, уми­рания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих страшных лет России.

Русское религиозное возрождение представляют в первую очередь такие философы, как Н.Л. Бердяев, С.Н Булгаков. С.Н. Трубецкой. П.А. Флоренский. Они вслед за B.C. Соловье­вым переосмысливали многовековую историю России и Запада, критически оценивая западный путь развития. В революции 1905 - 1907 гг. они видели серьезную угрозу будущему России, а спа­сение ее - в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, старались в богоискательстве найти высшие духовные ценности: святость, красоту, истину и добро.

Необходимо отметить, что, провозглашая первенство ду­ховного начала, они в то же время игнорировали объективные материальные условия жизни. В этом ущербность их философии. В целом деятельность мыслителей начала века способствовала оживлению духовной жизни России.

Художественная культура рубежа веков характеризовалась зарождением нового художественного миросозерцания и миро­воззрения, которые выразились в русском модернизме. Он со­ставляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модернизм стремился освободить искусство от социальных проблем, выдвигал идею «чистого ис­кусства». Отсюда поиск новых форм и средств выражения. Он включал в себя множество художественных течений и школ: де­кадентство, символизм, акмеизм, футуризм. В.Я. Брюсов, А.Л. Блок, А. Белый, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам. А.Л. Ахматова - вот далеко не полный список поэтов «серебряного века».

Русский модернизм ярко проявился и в живописи таких ху­дожников, как А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, К.А.Сомов, М.А. Врубель и др.

Новое в музыке этого времени связано с именами таких не­ординарных по таланту композиторов, как С. В. Рахманинов, А.Н. Скрябин.

Русская культура «серебряно­го» века имела огромное значение для развития мировой куль­туры в целом, обогатив её гуманистическими и духовными исканиями «серебряного века».