При этом добро и истина выражается не в формальных правилах, а в самом Иисусе. Отсюда и принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по сама по себе есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви. Любви направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия. Добро творится человеком свободной воли во имя личности и любви. В библии есть такие строки: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Если же человек по своей воли выбирает что-то иное, не содержащее добро и любовь, это ведет к его духовно деградации. В человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы, истиной свободы ,по христианской вере, является добро. Поэтому зло не имеет самостоятельной сущности. Оно сводится лишь к отрицанию добра. Все самостоятельные определения зла, являются определениями добра ,только с обратным знаком.
Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение человека оно укоренилось в человеческой природе. Христианство борется не с
11
природой человека. Оно борется с его греховным началом. Человека ждет телесное воскресение после Страшного Суда. Праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Человеку очень трудно совладать с его греховными желаниями, он должен смирить свою гордыню и вручить волю Богу. В таком отказе обретается истинная свобода.
В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам (как это было в язычестве) и не к внешним проявлениям веры (как в Ветхом Завете), а к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом. Стыд и честь выражают внешнею целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде.
Можно сказать, что христианский Бог - это высшая правда человеческой совести. Приведу следующие цитаты из библии :«...Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:17); «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Человек должен приобщиться к духовной истине, как бы заново родиться от нее: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. ...Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6-7).
Вера в бессмертие души и в страшный Суд играет огромную роль в христианской религии. Христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние, дает человеку не только знание, но и ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.
Этика христианства.
Как мы уже знаем, античный человек ощущал себя частью чего-то неземного, можно сказать
космического. Противоречие своих желаний он списывал на борьбу духов в его голове. Христианский человек сочетает в себе и мир с его стихийными страстями и житейской «мудростью», и надмирный дух, восходящий к божественному Духу. Но мудрость мира и истина Духа оказываются несовместимыми, хотя они находятся в единой человеческой душе. Внутренняя жизнь человека это своего рода драма. Желания человека ,и “религиозные правила “ жизни часто расходятся…
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне (т. е. богатству)». (Мф. 6:24).
Человек призван искать свой высший смысл, свою высшую правду не там где он есть только часть целого, а там, где он есть личность. А личность обретает свою подлинную опору, свое подлинное сокровище не в мирских власти и богатстве, а в сокровище своего духа.
В библии есть много советов по формированию своего мировоззрения. Человек должен уделять большее внимание воспитанию своей души ,нежели накоплению богатства. Приведу в пример одну из цитат:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).
Если человек не согласен пожертвовать собственной личностью, то он должен жить так, как будто он в своей сокровенной глубине есть существо «не от мира». Слова Иисуса :«Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:16).
12
Человек не должен поддаваться живущему внутри его греху. Он должен быть выше его, суметь противостоять, преобразовывать себя.
Языческое начало(детство) человечества ознаменовано подчинением своему стихийному, природному началу: «...Мы доколе были в детстве, были порабощены вещественным началом мира», - говорит апостол Павел (Гал. 4:3). «Зрелость» же человечества ознаменовано стремлением освободиться от этого рабства, от подчиненности греху.
Иисус говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело - одежды? (Мф. 6:25). При всей внешней парадоксальности этого поучения речь здесь идет вовсе не том, чтобы человек бросил есть, пить и одеваться. Речь идет о поглощенности души внешним миром, о зацикленности на вопросах повседневной жизни. Заботы всегда бесконечны, они никогда не отойдут в сторону, но надо и находить время и для обращения к Духу. Забота не должна захватывать человеком целиком:
«...Не заботьтесь о завтрашнем дне ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).
В христианской религии есть не понятный и даже можно сказать шокирующий призыв любить врагов своих, не противится злу и подставлять левую щеку, если ударили по правой.
Христианская религия это своего рода религия любви и смирения. Любить своих врагов? Безусловно, это нелепо если видеть в них только врагов. Но ведь в каждом из нас есть божественное начало, в каждом человеке есть часть господа. Даже заслуживший казнь преступник достоин сострадания. Сострадание относится не к человеку как к преступнику, а к человеку как носителю образу Божию, пренебрегшему своим высшим предназначением. Сострадание к тому ,что душа этого человека несмогла побороть земные пороки и соблазны.
Христианство принесло с собой новый образ человеческого достоинства и избранничества перед Богом. Для античности человек можно сказать, равен богам постольку, поскольку боги и люди принадлежат одному и тому же космическому целому. Термин «богоравный» употребляется в античной литературе по отношению к тем людям, чья сила и власть в обществе напоминали силу и власть олимпийских богов над космическими стихиями. Зримые, наглядно представленные телесная красота и сила, - вот что роднит античные статуи богов и «богоравных» героев.
Совсем других, иных, мы видим избранников христианского Бога. Кого Иисус называет «блаженными», к кому он обращается со словами: «вы - свет мира», «вы - соль земли»? К
больным, нищим, отверженным, но зато «чистым сердцем», «милостивым», к «нищим духом»,т. е. к лишенным духовного самодовольством, осознавшим свою духовную неполноту и стремящимся к ее восполнению, к «алчущим и жаждущим правды»и «изгнанным за правду» (Мф.5:3-14). Тем самым христианство отстаивает достоинство бескорыстной добродетели перед преуспевающим пороком, милосердия - перед внешне торжествующей жестокостью, первенство силы духа перед силой тела и могуществом земной власти. Первые христианские святые были изгоями и неудачниками с точки зрения античных ценностей, но они открывали для простого человека путь утверждения своего достоинства не через внешний успех, а через самоотверженное следование высшим нравственным ценностям. И в этой сфере простой человек вдруг переставал быть «простым», - каким он казался по своему внешнему статусу.
Он мог выпрямиться духовно и открыть для себя новые смысловые возможности и перспективы . «Поруганный и униженный бедняк, оставаясь на самом дне общества, на какое-то время переставал видеть блеск верхов общества нависающим над головой, как небосвод; он мог «в духе» взглянуть на богатых и властных сверху вниз, мог сделать еще больше - пожалеть их»
13
Заключение.
В заключении хочется сказать, что даже не смотря на то, что ни языческие ни христианские источники не дают нам истинного подтверждения в существовании такой личности как Иисус религия христианства остается такой же прочной какой и была. Часто, бывают такие случаи, когда атеист, даже через много лет, приходит к вере. Вера помогает человеку формировать свое мировоззрение которое не конфликтует с другими людьми, не наносит какой-либо вред окружающим. Христианская вера учит любить всех людей. Любить и видеть в каждом человеке частицу Бога.
Религия помогает человеку пережить все сложности нашего земного существования. Помогает людям пережить потерю близких и родных людей.
Основа христианской морали – любовь к Богу и ближнему. Эта любовь не похожа на ту, которой человечество жило до христианства. Это не любовь мужа и жены, родителей и детей, брата и сестры. Это не та любовь которая непринужденно диктуется природными инстинктами человека.
Это – любовь высшая, обусловленная ясным сознанием братства всех людей как детей единого Бога, любовь, воспитываемая признанием собственного ничтожества перед Богом и остальным миром, - словом, любовь, вытекающая из совершенно нового взгляда на мир. «А теперь прибывает сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1-е Коринф. 13:13).
Христианство учит нас образу жизни при котором выявляются лучшие стороны человека и общества. Таким образом он достигает вершину своего духовного, душевного и физического развития. Христианство есть полная и законченная философская система.
Список используемой литературы:
1. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы/C.C.Аверинцев.- С-Пб.:Азбука- Класики,2004.-480 с.
2.Каутский К. Происхождение христианства/К.Каутский.-М.: Полит Издат.,1900.-225 с.
3.Тихонравов Ю.В. Религии мира: учеб. пособие/Ю.В.Тихонравов. – М.: Б.и., 1996. –336 с.
4.http://www.tvoyhram.ru/hristianstvo/hristianstvo01.13.html