Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 12 из 23)

5. В чём заключаются главные открытия западноевропейской литературы эпохи Возрождения?

6. Назовите художников – титанов Возрождения, расскажите кратко об их творчестве.

7. В чём сходство и отличие испанского, итальянского, английского, германского и французского Возрождения?

Литература

Азархин В. А., Горский В. С. Научная истина и судьба ученого: Коперник, Бруно, Галилей. Киев, 1984.

Арган Дж. История итальянского искусства: В 2 т. М., 1990.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Брагина Л. М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV–XV веков. М., 1977.

Гастев А. А. Леонардо да Винчи. М., 1984.

Гуревич П. С. Человек и его ценности. М., 1988.

История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение / Отв. ред. М. П. Алексеева. М., 1987.

Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения: наука XIV и XVI вв. в свете современной науки. М., 1979.

Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Пуришев Б. И. Хрестоматия по западноевропейской литературе: эпоха Возрождения в истории и культуре. М., 1987.

Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории и культуре. СПб., 1991.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Глава 11. Новое время. Западная культура

XVII – XVIII вв.

Новые исторические условия в Европе XVII века.

Научная революция XVII века.

Рационализм – отличительная черта образа мысли и образа жизни человека нового времени.

Идея гармонии – регулятивный принцип творчества.

Этика и этикет Нового времени.

Три направления в западноевропейской литературе XVII века: ренессанский реализм, классицизм, барокко.

«Блеск и нищета» эпохи Просвещения.

Философские искания этого времени. (Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах, Руссо).

Основные положения просветительской эстетики.

Литературные направления XVIII века: классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм.

Величайшие художники века: Бах, Гете, Моцарт, Свифт как выразители духа времени.

Классицизм, относимый исследователями к культуре Нового Времени, как стиль мировоззрения сформировался под эгидой идей, свойственных эпохе Возрождения, но сузив и несколько изменив основные критерии. Классицизм апеллировал не к античности в целом, а непосредственно к древнегреческой классике – наиболее гармоничному, соразмерному периоду в истории древнегреческой цивилизации. Классицизм более всего был взят "на вооружение" абсолютистскими государствами; им не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства; государство претендовало на "разумность", хотело, чтобы в нем видели объединяющее, героически-возвышенное начало. Идеи "долга", "служения" стали важнейшими в эстетике классицизма. Классицизм, в противовес барокко актуализировал другую сторону гуманистических идеалов – стремление к разумному, гармоническому строю жизни.

Барокко как художественному стилю, развившемуся в Европе в 1600 – 1750 гг., присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека в современном мире. Высочайшими достижениями представлена барочная культура в изобразительном искусстве (Рубенс, Ван Дейк, Веласкес, Рибера, Рембрандт), в архитектуре (Бернини, Пюже, Куазевокс), в музыке (Кореяли, Вивальди).

В XIX в. первым ввёл термин "барокко" швейцарский историк Якоб Бурхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как "вычурный", "причудливый", но слово прочно вошло в язык истории искусств.

Период конца XVII – XVIII вв. назван Веком разума,"Эпохой Просвещения. Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америке, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.

Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 гг. В 1689 г. совершилась "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в1789 г. воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших её лозунгами. Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике, но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Главную свою задачу деятели Просвещения видели в воспитании, образовании народа, в приобщении к знаниям всех и каждого. Просветители мечтали о "царстве разума", прежде всего обеспечиваемого развитием наук. Ведущий принцип "царства разума" – "естественное равенство", а отсюда – политическая свобода и гражданские права.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство, заключавшееся в особом умостроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Целями, идеалами Просвещения стали такие идеи, как свобода, благосостояние людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др. Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут свой народ к уничтожению бесправия, несправедливости, жестокости.

Основной литературный жанр этого времени – роман (Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье).

Во французском искусстве XVIII в. ведущим направлением стало рококо. Всё искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства – игривого, насмешливого, вычурного, дразнящего чувства. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к слову "раковина" (фр. rocaille).

В конце XVII – XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Бах и Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом, верой в человека и его разум. По мнению некоторых исследователей итог Просвещению подводит И. В. Гете в трагедии "Фауст", оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного пред им же самим вызванными к жизни могущественными силами. Век Просвещения – век великих открытий и великих заблуждений. Не случайно конец данной эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в "золотой век" ненасильственного прогресса, усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Темы контрольных работ

Идеал человека в эпоху рационализма [1, 4, 10].

Творчество Рембрандта [14, 15].

Величайшие писатели XVIII века (Мильтон, Мольер) [4, 5, 6, 9, 13].

Мировоззрение эпохи рационализма: пантеизм и деизм [4, 12, 15].

Теория естественного права [5].

Нигилизм эпохи Просвещения [7, 15].

Эстетика рококо [7].

Комедии Мольера [4, 5, 6, 9].

«Потерянный рай» Мильтона. Библейская, античная, ренессанская традиции [4, 9, 20].

Вольтер - создатель философских повестей [1, 4, 9].

«Фауст» Гете – художественное обобщение европейской действительности XVIII – XIX вв. [2, 3, 4].

Контрольные вопросы и задания

1. В чём состоит историческая обусловленность эпохи Нового времени?

2. Как, на Ваш взгляд, объясняются противоречия во взглядах представителей Нового времени европейских стран?

3. Назовите и охарактеризуйте основные направления в западноевропейской литературе XVII – XVIII веков.

4. Какие духовные противоречия были присущи эпохе Просвещения?

5. Расскажите о крупнейших представителях эпохи Просвещения в музыке, литературе, живописи.

Литература

Акимова А. А. Вольтер. М., 1970.

Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII–XVIII вв. М., 1978.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1985.

Верцман И. Е. Ж. Ж. Руссо. М., 1976.

Гвардини Р. Конец Нового времени// Вопросы философии, 1990. №4.

Дубашинский И. А. «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта. М., 1969.

Кальдерон и мировая культура / Отв. ред. Г. В. Степанов. Сб. ст. Л., 1986.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Моруа А. Литературные портреты. М., 1971.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм: Очерки. М., 1968.

Сербенко Н. И., Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический феномен // Вопросы философии. 1990. №7.

Чамеев А. А. Дж. Мильтон и его «Потерянный рай». Л., 1986.

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993

Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

Глава 12. Культура Европы XIX века

XIX век – эпоха технических революций.

Социальные науки в новых условиях.

Становление культуры романтизма.

Образ романтического героя. Особенности конфликтов в романтической литературе (гений и толпа, гений и действительность).

Романтическое течение, мифологическое течение в творчестве немецких романтиков (братья Шлегели, Новалис, Гофман).

Байрон и мировая художественная культура.

Реализм. Критический метод исследования действительности: натурализм среды, типизация характеров, история нравов (Стендаль, Теккерей, Диккенс).

Творчество О. Бальзака.

Основные характеристики эпохи модерна.

Импрессионисты. Творчество К. Писсаро, А. Сислея, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна).

Кризис рационализма и его последствия для культуры конца XIX века. Философия экзистенционализма.

Основные тенденции развития культуры рубежа XIX–XX веков.

В развитии западноевропейской литературы и искусства XIX век – период появления произведений, ставших великим достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы, направления художественного творчества, были разнообразны: изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитие наук, промышленная революция и ее результаты, религиозный аспект.