Важнейшим праздником славян был праздник встречи нового года – рождения нового солнца в конце декабря. Это событие получило у наших предков греко-римское название «коляда» (лат. Сalendae – первый день наступившего месяца). Полную победу вновь явленного громовника над зимой – «смертью» – в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены. Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде.
Архаические народные праздники вроде новогодних гаданий, масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами, молениями богам о благополучии, избавлении от нечисти. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды – чары. На них изображали символы 12-ти месяцев.
При воцарении в Киеве Владимира Красное Солнышко была проведена своеобразная языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.
По мнению ряда историков, лингвистов, древнейшей славянской письменностью была узелковая. Знаки её не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор говорим: «завязать узелок на память», «нить повествования», «хитросплетения сюжета». Помимо узелковой письменности, видимо, существовала азбука, основанная на греческом алфавите.
Период письменной жреческой культуры, возможно, начался у славян задолго до принятия христианства, в древности узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом «кипу», «вампум» пользовались инки и ирокезы; письмо «цзе-шин» знали в древнем Китае. Финны, угры, карелы, проживавшие со славянами на северных территориях России, имели узелковую письменность.
Узелково-языческая письменность очень сложна. Доступная лишь избранным – жрецам и высшей знати, она являлась священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами–волхвами погибли и эти знания, «завязанные» узелковым письмом. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой, логически совершенной системой письма, основанной на кириллице.
Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XII в. – много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала не менее полутора тысяч лет. Наследие столь мощного пласта славянской архаики заявляло, продолжает заявлять о себе и со всей очевидностью, и исподволь: в образе мышления; стиле, фразеологии речи; мимике и жестах; неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы.
Темы контрольных работ
Велесова книга [1, 6, 7, 8].
Были и небылицы о Древней Руси [1, 2, 6, 7, 12].
Мифы, предания, сказки – память о древней культуре [1, 6, 8, 11, 12].
Древнеславянский пантеон богов и его культы [1, 6, 8, 11, 12].
Русская вышивка и мифология [6, 8, 11, 12].
Язычество и христианство [11, 12].
Русские волшебные сказки как отголоски верований эпохи язычества [1, 6].
Язычество в культуре XX столетия [3, 7].
Образы языческой демонологии (домовые, банники, овинники, кикимора, леший, русалки, оборотни и др.) [1, 2, 7, 13].
Контрольные вопросы и задания
1. Откуда «пошла» русская земля?
2. Что Вы вкладываете в понятие «Древняя Русь»?
3. Какие стихии оказали влияние на становление характера и образа жизни древних славян?
4. Перечислите древнеславянских богов и определите их функции.
5. Назовите учёных, занимающихся исследованием проблемы расселения славян. Какая гипотеза кажется Вам более убедительной? Почему?
Литература
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994.
Богуславский В. М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М., 1994.
Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.
Маслова Т. С. Русский народный орнамент как историко-этнографический источник. М., 1977.
Миловский А. С. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. М., 1987.
Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов, 1993.
Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
Глава 14. Культура Киевской Руси
Образование первого древнерусского государства.
Русь и Византия.
Эстетика Древней Руси. Духовное как эстетическое.
Создание письменности (Кирилл и Мефодий).
Культурные связи Киевской Руси с другими славянскими странами в период ее христианизации.
Византийские традиции в древнерусской культуре: книжность, иконопись, церковное зодчество.
Развитие древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» Иллариона, «Повесть временных лет» Нестора).
«Слово о полку Игореве» – поэма о русской земле.
Декоративно-прикладное художество древних славян.
Новгородская культура. Грамотность города. Берестяные грамоты. Библиотеки.
Новгородская школа иконописи.
IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы – и рождается в Гардарике (скандинавское название Руси, означающее «страна городов») молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем Киевского похода легендарного Вещего Олега в 882 г. Завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019 – 1054), иногда доводят до времени Владимира Мономаха (1113 – 1125). Таким образом хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX – начало XII вв.
Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Около 988 г. князь Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр, под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Формально Русь стала христианской, но еще долго наследие архаики угадывалось в летописях, фресках, скульптурном орнаменте, строе церковных песнопений. Жители Киевской Руси постепенно усваивают мировоззрение, согласно которому чувственно воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он лишь отражение имеющего приснобытие (вечное существование) мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение с верой, посредством умного созерцания, мистического прозрения. Эти истины воспринимаются человеком как знаки, символы. Символ и выступал неким способом познания, освоения универсума, единственной сохранной связкой сакрального и мирского.
Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание (или реформирование) братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Миссионеры Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава в 863 г., активно проповедовали христианство, создали независимую от германского епископата славянскую церковь, впервые перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг.
Постепенно Киевская Русь превращается в страну высокоразвитой культуры. Уже в XII в. она достигает уровня передовых стран Европы. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в сложении общей культуры. Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса: как и вся русская средневековая культура, она была элитарной. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Материалом для письма служи пергамент – телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытеснит пергамент только в XV – XVI вв. Писали чернилами и киноварью вплоть до XIX в., используя гусиные перья. Почерк XI–XIII вв. называется уставом в силу своего четкого, торжественного характера.
Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся Святым Писанием и произведениями раннехристианских Отцов церкви IV–VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI–XII вв. невелико: летопись; жития, или агиография (hagios святой + grapho пишу); слово. Летопись в основном освещала исторические события; житийная литература описывала биографии святых; а слова относились к жанру красноречия.
Под большим воздействием церкви находился другой вид русского искусства – архитектура. С приходом на Русь христианства начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский (XI в.). Печеры или пещеры – места, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых потом возникали поселения – общежительные монастыри. Именно такие подземные монастыри были очагами исихии на Руси. Исихия (молчальничество, умное делание) – явление христианской духовной культуры, ее основа – преображение человеческого духа через аскетизм, уход от мира. В конце X в. на Руси начинается каменное строительство: в 989 г. возводится Десятинная церковь Успения Богородицы; во времена Ярослава Мудрого строится храм Киевской Софии. Уже в XI в. создаются храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях.