Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 18 из 23)

В творчестве Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский национальный характер. Продолжая его традиции, члены “Могучей кучки” (созданной композитором М. А. Балакиревым), а позже и Чайковский, пишут выдающиеся произведения, посвященные историческому прошлому своего народа, вечной борьбе добра и зла, стремлению человека к счастью.

Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственное отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей, переживаний, в XIX столетии получили полную реализацию. В отличие от западных художников, считавших искусство формой самовыражения, русские мастера стремились говорить людям правду, проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека, его места в обществе. Примером тому могут служить произведения П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Перова, В. Серова и другие. С картины А. Иванова “Явление Христа народу” в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы, надежды, непримиримости к враждебным силам. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства, вера в созидательные силы народа определили важнейшую его черту на протяжении всего XIX века и начала XX.

Ускоренное потребностями капиталистического хозяйства, развитие естественных наук, не подвергшихся цензурным ограничениям, широкие связи русских учёных с западными специалистами свидетельствовали о достойном месте России в мировом содружестве.

В новой социально-экономической обстановке конца XIX – начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжали развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризовалась поиском, утверждением новых идей, форм, образов в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это время взлёта и одновременно упадка культуры, получившее у исследователей название “серебряный век”. Представители “серебряного века” сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы, как способ выражения тончайших человеческих чувств.

Темы контрольных работ

Русская живопись XVIII века [7, 11, 17].

Знаменитые русские зодчие (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков) [6, 7].

История русских экспедиций XVIII века. Академические экспедиции В. Беринга, А. Чирикова, С. Крашенинникова [3, 4].

Русская литература XVIII века. Этапы, стили, направления [8].

М. В. Ломоносов как феномен отечественной науки и культуры [4, 12, 16].

Эстетика русского дворянства [10].

Герои войны 1812 года [10].

Русский балет [15].

Культурная доктрина славянофилов [1, 8, 9].

«Мой Пушкин». История первого знакомства с творчеством великого писателя [8, 13, 17].

Мои любимые герои в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [1, 8].

Ницше и Достоевский. Теория сверхчеловека: «за» и «против» [1, 2, 8].

Русская музыка – отражение духа народного [7].

История высшего образования в России [5, 10].

Жизнь и творчество великого русского художника эпохи «Товарищества передвижных художественных выставок» [7, 11, 17].

Контрольные вопросы и задания

1. В чём заключается своеобразие русского Просвещения?

2. Перечислите стили и жанры русской литературы XVIII века.

3. Охарактеризуйте взаимосвязь новых сфер культуры (науки, художественной литературы, живописи, театра) к концу XVIII века.

4. Каково значение дворянской культуры в духовной жизни русского общества конца XVIII–XIX веков?

5. Назовите представителей русского славянофильства. В чем современное значение их философии?

6. Расскажите о Товариществе передвижных выставок. Произведения каких художников вызывают у Вас особый интерес?

7. Назовите имена великих русских композиторов XIX века и их произведения.

8. Творчество какого великого писателя XIX века наиболее полно передаёт, по Вашему мнению, дух времени?

9. Почему XIX век называют «золотым веком» русской культуры?

Литература

Адушкин Г. Е. Нравственные уроки русской классической литературы. М., 1986.

Берг Л. С. История русских географических открытий. М., 1992.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX в. М., 1984.

Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.

Иконников А. В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990.

История русского искусства. В 13 т / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. М., 1953–1969.

История русской литературы: В 4 т. Т. III. Л., 1982.

Кулешова В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1976.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994.

Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М., 1965.

Носова В. Балерины. Анна Павлова. Екатерина Гельцер. М., 1976.

Павлов Е. Г., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1986.

Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / Отв. ред. Г. Г. Поспелов. М., 1994.

Томашевский Б. В. Пушкин. М., 1990.

Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

Морозов А. А., Софронова Л. А. Эмблематика и её место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979.

Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVII – начала ХХ века. Л., 1973.

Глава 18. Русская культура конца

XIX – начала ХХ века

Серебряный век русской культуры. Искусство и поэзия.

Русский модерн: символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, имажинизм.

Духовные искания русской религиозной философии. «Вехи».

Социально-экономические и политические предпосылки формирования нового политического строя. Первая мировая война.

Великая Октябрьская социалистическая революция. Взгляд из XX столетия.

«Мы наш, мы новый мир построим». Разрыв преемственности в развитии культуры.

Литература первой волны русской эмиграции.

Культура 20–30-х годов и НЭП.

Проблемы «культурного строительства». Деятельность РАПП. Теория пролетарской культуры А. Богданова.

Русский авангард. Живопись 20–30-х годов.

Трагическая судьба О. Мандельштама, Н. Гумилева, А. Ахматовой, М. Зощенко, М. Цветаевой, А. Платонова, М. Булгакова.

Конец XIX – века начало XX вв. – время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений, методов и вошло в историю как серебряный век русской культуры. Происходит отход от канонов классического искусства, поиск утончённых, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился критический идеализм – разновидность религиозно-философского учения, в частности философии В. П. Соловьёва.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники провозгласили культ творчества, себя же – предвестниками близкой мировой катастрофы. Искусство стало рассматриваться в качестве некого варианта Исхода из царства хаотичной, жестокой реальности. Начинают развиваться новые литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, имаженизм, авангардизм, ставшие основой модернизма (фр. moderne новейший, современный) как художественно-эстетического направления XX века.

Модернизм отразил кризис прежнего типа мировосприятия, кризис эстетики, которая по сравнению с новейшей стала именоваться классической. Одной из главных составляющих модернизма является символизм. В России данное направление было представлено группой художников (Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус и др.), связавших искусство с богоискательством и богостроительством, с идеями “религиозной общественности”. В 90-е годы эти писатели демонстративно отказались от классических традиций русской литературы, провозгласили "иные" принципы творчества, связанные с отказом от гражданственности в искусстве, культом красоты как высшей ценности, который нередко был проникнут аморализиом. Критика тогда же назвала их декадентами. Второе течение (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соллогуб и др.) рассматривало символизм как чисто литературное явление. Этим авторам было свойственно импрессионистическое восприятие жизни, стремление к чисто художественному обновлению русской поэзии. Литературоведы назвали их “старшими” символистами. “Младшие” символисты – А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьёв, Эллис при своём вхождении в литературу выступили как приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл. Соловьёва.

На смену символизму в русской литературе пришёл акмеизм (гр. akme высшая степень чего-либо, пышное цветение). Его представители – поэты Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Кузьмин. Творчеству акмеистов присущи стремление примириться с действительностью, уйти от нравственных противоречий: они тяготели к эстетизму, усложнённой метафоричности. Однако, как правило, сами акмеисты (или адамисты) в оригинальном творчестве отступали от провозглашённых канонов.

В начале XX века борьба на литературном фронте не затихает. Возникают новые группы, которые выступают уже не только против реалистического искусства, но и против предшественников – модернистов. Среди группировок, активно сражающихся с символизмом, отличаются кубофутуристы и эгофутуристы (лат. futurum будущее). Знаменитым эгофутуристом стал И. Северянин, провозгласивший в качестве теоретических основ поэзии Интуицию и Эгоизм. Кубофутуристы, или будетляне, с первых поэтических выступлений стремятся эпатировать публику. Они не только отказываются от классики, но и выражают презрение всей литературе в целом. Для поэзии А. Кручёных, В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова характерно подчёркнутое внимание к темам города, технического прогресса, некое анархическое бунтарство по отношению к современной действительности.