В XVII в. ситуация радикально меняется… В антитезе к унаследованному от времён Реформации и Контрреформации и на заре Нового времени далеко ещё не исчезнувшему мистическому пониманию любви как религиозного чувства складываются совсем иные концепции. Любовь, по Т. Гоббсу, Д. Локку, Э. Кондильяку, – это сильное желание приятного, только и всего. Уже недалеко до безжалостного анатомирования чувств у Ф. Ларошфуко или Шамфора. Что касается гуманистического толкования любви и её роли в жизни человека, то его апогей приходится на период немецкого Просвещения и литературного движения "Буря и натиск", достигается в творчестве И. В. Гёте.
Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII–XIX в. – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель – выразили своё определённое философское и социально-практическое отношение к проблеме любви. От их прекрасно выстроенных рассуждений, логических выводов порой веет невероятным холодом. Кант предостерегает любящих от "бесцеремонной фамильярности", рассматривает любовь как долг, как хотя и приятную, но обязанность. Вслед за Фихте, Шеллинг и Гегель отвергают всякий мистицизм в истолковании любви, лишая это чувство тайны, загадочности.
Со второй половины XIX и до конца XX вв. в обществе господствуют пессимистические, иррациональные установки, развенчивающие человека, отбрасывающие его вспять к животному состоянию. Наступает пора бездуховности, место любви занимает секс. С точки зрения научных теорий, посвященных исследованию интимных отношений, выделяются концепция Шопенгауэра о необходимости отмирания любви и погружения в нирвану и учение Ницше, который увидел в любви преамбулу смерти, её пролог. Иррациональная трактовка любви характерна и для взглядов датского философа С. Кьеркегора, который осудил в любви всё собственно человеческое, а физиологический её параметр унизил. Иначе к этому измерению любви отнеслось течение психоанализа в ХХ веке – З. Фрейд, В. Рейх и др. Они возвысили физиологически-психологическую сторону интимных отношений в противовес социальной культуре, в которой Фрейд увидел своего рода тюремщика, палача, сковывающего, ломающего естественные человеческие порывы. Позднее философ обратил внимание на трагические стороны любви, утверждал, что неудовлетворённые неврозы любви ведут к смерти.
К неоанархистским идеям в трактовке сексуальных проблем был близок Г. Маркузе, требовавший полного раскрепощения чувственности, путь к чему лежит через бунт, отрицание всяких социальных, нравственных норм. Против натурализации любви выступали М. Шелер, Ж. П. Сартр, Э. Фромм.
Принципиально иными путями развивалась философия любви в России, где с древнейших времён почиталось христианское учение о любви и сердце. В наибольшей мере это влияние сказалось в религиозно-философских сочинениях русских масонов XVII – XIX вв., славянофилов, а также отдельных представителей русской духовно-академической философии. Особый интерес с данной точки зрения представляет учение Вл. Соловьёва о вечной женственности. Учёный считает, что любовь – изначальный фактор природы, дар Божий, она соотносится с истиной как живой силой, способной овладеть внутренним существом человека, вывести его из состояния ложного самоутверждения. Таким образом, любовь способствует спасению и нравственному оправданию индивидуальности.
Одной из самых загадочных страниц в истории русского эроса стала литература серебряного века. В этой традиции эрос понимался широко и многогранно, прежде всего как путь к творчеству, к поискам духовности и моральной отзывчивости. Концепция эроса предполагала единство философии и искусства, поэтому она так тесно связывалась с миром художественных образов.
Интерпретация любви в философии и литературе постмодернизма крайне трагична. По сути, мир прозы конца ХХ века не знает измерения любви, его герои – полулюди, псевдолюди, которые томятся жаждой чуда, но порой лишены возможности даже осознать это. В "осколочном", шатком мире абсурда любви нет и быть не может, но мечта о ней всё-таки живёт, внушая надежду, обещая возможность Исхода. Эта надежда на возрождение Любви как возвращение к её сокровенным, духовным ценностям, видимо, и определит будущее высокого чувства в XXI веке.
Любовная культура эпохи Ренессанса [2, 9, 19, 21].
Тема любви в поэзии серебряного века [13].
Христианская философия брака [4, 13, 19].
Ф. М. Достоевский о любви и бессмертии [3, 4, 13, 19].
Русский Космос и любовь русской женщины [4, 6, 7, 13, 19].
Английский эрос XVIII века. [10, 11, 12, 23].
Любовь и семья [13, 15, 19].
Любовные мотивы в художественной культуре [2, 7, 9, 17, 23].
Мораль и красота в любви [3, 10, 11, 13].
Философия любви З. Фрейда [5, 11, 23].
Русские философы о любви [3, 4, 13, 15, 16].
Образ любви в культуре постмодернизма [6, 7, 11].
1. Назовите доминирующую концепцию, определяющую понимание секса, эротики, любви в Западной Европе.
2. В чём главные особенности русского Эроса?
3. Почему секс не стал магистральной темой русской литературы?
4. Какова сущность русской философии неоплатонического Эроса? Назовите её идеологов.
6. Перечислите представителей ортодоксально-богословского направления в русской философии любви.
7. Как историческое развитие общества влияет на смысл и содержание любви?
8. Что Вы вкладываете в понятие «национальный тип любви»?
Литература
Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1990.
Бердяев Н. А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989.
Гачев Г. Русский эрос. М., 1994.
Додельцев Р. Ф. Концепция культуры З. Фрейда. М., 1989.
Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.
Лев-Старович З. Секс в культуре мира. М., 1989.
Льюис К. С. Любовь // Вопросы философии. 1989. № 8.
Мур Д. Принципы этики. М., 1984.
Розин В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993.
Русский эрос или философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М., 1991.
Семенова С.Г. Тайны царствия небесного. М., 1994.
Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 8–9.
Уайт Д. Эрос оскверненный. М., 1993.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Философия любви. Ч. 1–2 / Сост. А. А. Ивин. М., 1990.
Фромм Э. Искусство любви. М., 1992.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов эпохи Ренессанса. М., 1993.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994.
Эрос. Англия XVIII. М., 1993.
Эрос. Россия. Серебряный век / Сост. А. Щуплов. М., 1992.
Эрос. Франция XVIII / Сост. А. Каргин. М., 1993.
Эткинд А. Эрос невозможного. М., 1993.
Эпштейн М. В. В поисках "естественного человека" (Сексуальная революция и дегуманизация личности в западной литературе ХХ в.) // Вопросы литературы. 1976. № 8.
Глава 22. Будущее культуры, или человек
в поисках смысла
Общая характеристика нынешнего этапа человеческой истории. Мотив «конца», «Апокалипсиса» в культуре рубежа XX – XXI веков.
НТР и эмоциональный мир человека.
Диалектика культурного и научно-технического прогресса. По трудам Э. Фромма, Л. Мэмфорда, Г. Маркузе, Т. Адорно.
Общий кризис цивилизации. Экологические проблемы и пути их решения.
Трактовка феномена цивилизации в работах А. Тойнби «Постижение истории», О. Шопенгауэра «Закат Европы», Н. Данилевского «Россия и Европа», П. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».
Кризис современного культурного бытия человечества. Несостоятельность рационализма XX века.
Реализм и модернизм: отражение вариантов Исхода в борьбе двух творческих методов.
Дегуманизация искусства. Отречение от Идеала в литературе постмодернизма.
Нравственный кризис XX века. Равнозначность эгоцентризма и альтруизма в современной этике.
Проблемы новой парадигмы человеческой культуры: потребность Идеала, метатехнический характер цивилизации будущего, персоноцентрическая мораль, новый тип социальных связей, гуманистическая культура.
ХХ век, вобравший в себя две мировые войны и серию гражданских войн, жестокие тоталитарные режимы войдёт в историю не только как время выдающихся социальных и научно-технических достижений, но и как эпоха особой бесчеловечности, агрессивности, коррупции общечеловеческих ценностей, массового уничтожения людей. В мире конца ХХ столетия широко распространились равнодушие, зависть, озлобленность. Всё это говорит об остром дефиците любви, сострадания, милости. Конец века явлен нам как угроза, как цитата из Апокалипсиса.
Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно – позже, чем о кризисе экономическом и экологическом – это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора; и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей, традиций, дискредитации "новых" и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путём. Этим во многом объясняются и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества, – разгул преступности, зачастую жестокой и бессмысленной, распространение алкоголизма, рост наркомании, самоубийства. Скольких трагедий не произошло бы, если бы люди не были так ограничены в своих возможностях – и внешних, объективных, и внутренних, личностных, – построить свою жизнь разумно и осмысленно, принять на себя ответственность за реализацию смысла своей жизни и воплотить этот смысл в жизнь. "Экзистенциальный вакуум" (В. Франкл) в нашем обществе бросает "вызов" государству, на протяжении многих десятилетий отучавшемуся и отучившему людей от ответственности за нахождение, реализацию смысла.