Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 4 из 23)

Близким к понятию ядра культуры является понятие культурного архетипа (от гр. arche начало + typos образ). Оно введено швейцарским учёным К.Г. Юнгом (1875–1961) и обозначает глубинный пласт культурной традиции. В основе социокультурных процессов лежит первоначальный коллективный древний пласт психики и культуры, «коллективное бессознательное», которое тождественно у всех людей, передаётся по наследству. Оно обеспечивает соблюдение тех правил совместной жизни, без которых она становится невозможной. На этой основе затем формулируется индивидуальная психика человека. Содержание «коллективного бессознательного» и составляют архетипы.

Специфическим термином собственно культурологического знания является понятие «артефакт», которое означает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефакт – элементарная единица культуры, созданная человеком в области материальной или духовной жизни: предметы и вещи, орудия труда и технологии, научные теории, верования и суеверия, произведения искусства и фольклор.

Большое значение для понимания проблем культуры имеет понятие «образа жизни», в котором раскрывается характеристика типичной жизнедеятельности больших групп людей или целых сообществ. Определённым типам культуры соответствует и определённый образ жизни.

В культурологии широко распространено понятие – «символ», т.е. условный культурный опознавательный знак для членов определённого общества или конкретной социальной группы. Символами культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы и явления. Наиболее распространёнными, всеобщими символами являются деньги, язык, религиозные образы и знаки.

История каждой национальной культуры – процесс, обладающий собственными внутренними особенностями. Последние в сочетании с историческими факторами дают представление о национальном своеобразии народа, национальном характере и его исторической судьбе, о национальном «образе мира», т.е. формах мироощущения, миросозерцания народа, которые проявляются в мифологии, фольклоре, формах религиозного культа, позднее – в философии, литературе, искусстве, общественно-политическом, государственно-правовом, морально-этическом самоопределении нации. Эти явления входят в понятие менталитет (или ментальность).

Менталитет культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, а поэтому – при всей своей исторической изменчивости – в своих основах стабильные.

Темы контрольных работ

1. Материальная и духовная культура [1, 10].

2. Общая и профессиональная культура инженера [4].

4. Языки культуры [1, 8].

5. Взаимное влияние культур [2, 7, 11].

6. Современные представления о культуре и культурности [3, 4, 5].

7. Цивилизация и всемирная история [6, 10].

8. Интеллигентность и культура. Проблемы воспитания личности [1, 3].

Контрольные вопросы

1. Назовите теоретические и практические классы задач, которые решает культурология.

2. Враждебна ли культура природе?

3. Верно ли, что культура противостоит природной основе человека?

4. Какова руль культуры в повседневной жизни людей?

Литература

1. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.

2. Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1978.

3. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

4. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. I. М., 1994.

5. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

6. Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.

7. Морфология культуры. Структура и динамика. / Сост. Э. А. Орлова. М., 1994.

8. Немировская Л. З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

9. Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

10. Соколов Э. В. Культура и общество. Л., 1972.

11. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.

12. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

13. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Раздел 2. Социология культуры

Глава 3. Проблемы социокультурной динамики

1. Формы приобщения к культуре

2. Материальная и духовная культура

3. Диалог культур и национальная ментальность

4. Массовая и элитарная культура

История мировых цивилизаций в самом общем виде и представляется историей развития человечества. Взаимосвязь культуры и цивилизации, по мнению ряда исследователей (И.Е. Козновой), и определяет социодинамику культуры. Социодинамика культуры изучает развитие культуры в зависимости от особенностей развития общества. Исследование социальных процессов, истории идей и их реализации в культуре – одна из наиболее сложных задач современной культурологи.

Задачи культурологи во многом сходны с задачами самой культуры. Заключаются они, прежде всего, в освоении людьми каждого последующего поколения положительного исторического опыта. Он же, в свою очередь, должен обеспечить прогрессивное развитие человечества, благополучие слагающих его стран и народов. Кроме того, все более важной задачей культуры становится сохранение на земле условий, достаточно благоприятных для жизни будущих поколений. Изучение данной дисциплины обычно начинается со знакомства с системой классификации культуры.

Культуру принято делить на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают все то, что создается людьми в утилитарных целях. Это также способы, технологии производственной деятельности, необходимые для ее осуществления знания и уменья. К материальной культуре относится и физическая культура, отношение к собственному здоровью, к месту своего обитания.

Понятие духовная культура более сложное, многогранное. Это познавательная (в широком смысле слова) и интеллектуальная деятельность, этические нормы и эстетические представления, религиозные убеждения. К духовной культуре относится также ряд аспектов педагогической деятельности, правовых представлений. В целом же провести четкую границу между материальной и духовной культурой нельзя. Например, одни и те же предметы могут играть роль утилитарных и эстетически ценных, являясь, по сути, произведениями искусства (например, ковры, посуда, архитектурные сооружения). Очевидно, в одних случаях такие предметы будут удовлетворять преимущественно утилитарные, в других – преимущество духовные (эстетические) потребности. Интеллектуальная деятельность также может направляться как на решение сугубо практических задач, так и на философское осмысление мира.

Культуру можно делить по временному (историческому), территориальному (этническому) или социальному принципам. Так изучается культура античного периода, средневековья и т.д. Есть культура Востока, европейская культура, арабская культура, процесс освоения ценностей других культур и называется диалогом культур. Можно говорить о культуре майя, культуре инков или других народов. Внутри национальной культуры выделяют субкультуры отдельных социальных групп. Существует народная культура, элитарная культура, массовая культура.

Массовая культура – особый способ производства культурных ценностей, рассчитанный на массовое потребление, на потребности «массового человека».

Элитарная культура создается высокими профессионалами, ориентирована на определенный круг просвещенной элиты, требует подготовки, достаточно высокого уровня образования, в том числе художественного.

Все эти разделения в той или иной мере условны, и четкую границу между разными категориями бывает провести сложно. Понятие культура может носить и технологический характер или характеризовать какую-либо иную деятельность. Так, есть культура земледелия, физическая культура, культура межличностных отношений и т.п.

Темы контрольных работ

1. Субкультура и контркультура в современном мире.

2. Роль мифа в массовой культуре.

3. Глобализация и проблема культурного многообразия.

4. Европейская идентичность и российская ментальность.

Контрольные вопросы

1. Составьте перечень объектов и явлений, к которым можно применить понятие «культурный».

2. Какие деяния человеческие Вам представляются несовместимыми с понятием «культурные»?

3. Черты отличия элитарной и массовой культур, массовой и народной?

4. Назовите известные Вам субкультуры.

5. Как Вы оцениваете господство в современном обществе идеалов массовой культуры?

Литература

1. Культурология / Сост. А.А. Радугин. М., 1996.

2. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. I-2. М., 1994.

3. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

4. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1995.

5. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.

6. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

7. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. М., 1990, №.3. С. 134-155.

Глава 4. Функции культуры в обществе

(механизмы приобщения к культуре)

1. Семиотика и культура

2. Социализация личности

3. Культура как игра

4. Практическое значение культурологических знаний

Функции культуры в жизни общества многообразны. Их трудно расположить в иерархическом порядке, поскольку каждая из этих функций имеет кардинальное значение для жизни человеческого общества. Их рассмотрение мы начнем с передачи социального опыта, накопленных человечеством знаний и умений. Указанным свойством - передавать полезный опыт от поколения к поколению - обладают не только люди, но и многие животные. Но если у животных существует только один способ передачи - путем непосредственного контакта, то люди узнают о накопленных в прошлом знаниях, верованиях, умениях и с помощью специальных носителей информации (текстов, схем, формул и т.п.); знакомясь с орудиями труда, жилищами, предметами бытового назначения, художественной культурой.