Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 5 из 23)

Тесно связана с передачей социального опыта оценочная функция культуры. В области производственной деятельности в оценке ведущее место занимает бесстрастный научный анализ, а в отношении духовных ценностей, нравственных убеждений положение оказывается гораздо более сложным. Подобная оценка затрагивает представления о справедливости, человеческих правах и достоинствах. Именно благодаря культуре люди учатся использовать то лучшее, что сумели создать за долгие годы своего исторического развития.

Принципиально важна регулятивная функция культуры, позволяющая людям успешно взаимодействовать друг с другом. Она смыкается с оценочной функцией в тех аспектах, которые затрагивают моральные стороны контактов и взаимодействий. Однако кроме моральных норм есть традиции, обряды, ритуалы, условные правила вежливости (этикета). Их знание и соблюдение играют существенную роль в обеспечении успешных контактов между людьми.

Еще одна важная функция культуры - знаковая (семиотическая). С этой функцией связан язык, устный и письменный, позволяющий передавать и распространять приобретаемые знания, сообщать текущую информацию, реализовывать так называемое игровое (развлекательное) поведение.

Перечисленные выше функции культуры, взаимодействуя между собой, обеспечивают социализацию личности (ее приспособление к жизни в конкретных социальных условиях). Это понятие шире воспитания, под которым обычно подразумевают воздействия, направленные на формирование у личности определенного поведения, тех или иных убеждений, представлений. Социализация же обеспечивается всем образом жизни общества, она в значительной степени стихийна. От того, как произойдет формирование личности, какие моральные принципы она усвоит, на какие ценности будет ориентироваться, зависят ее человеческие качества. Именно они являются важнейшим условием благополучия того или иного общества.

Затрагивая все аспекты жизни, культура выполняет и другие функции (рекреационную, валеологическую, познавательную и пр.). В зависимости от того, насколько успешно происходит выполнение указанных функций, общество или благополучно развивается, или деградирует, разрушается. История знает немало примеров исчезновения некогда могущественных, процветающих цивилизаций.

Естественно, сама цивилизация осознанно не стремится к гибели. Более того, члены соответствующего общества могут отдавать себе отчет в том, почему в нем ухудшается положение дел. Так, для современной России именно недостатки ее культурного развития стали главной причиной кризиса. Но знание причин еще не гарантирует их устранения. Основной задачей культурологии является, таким образом, не только изучение функций культуры, но и выяснение тех причин, которые вызывают сбои в реализации данных функций. Более того, важно выяснить, с помощью каких действий можно обеспечить выполнение культурой ее функций. Чтобы это сделать, необходимо располагать не только культурологическими знаниями, но использовать все гуманитарные науки, апеллировать к исследованиям в других областях (например, правильно оценить состояние ресурсной базы, позволяющей функционировать экономике, уметь избегать кризисных ситуаций в экологии, поддерживать справедливые, добрососедские отношения с другими народами). Естественно, все перечисленные проблемы культурологии решать не под силу, но с помощью культурологических знаний можно понять, почему некоторые люди направляют свои усилия на достижение сугубо эгоистических целей. Именно культура в ее гуманистических проявлениях дает возможность перейти от общества, в котором, по меткому выражению английского философа Т. Гоббса, идет «война каждого против всех», к более благополучному, гармоничному социальному устройству.

Культура в одном из ее важнейших проявлений - художественном творчестве - позволяет силой примера убедить людей в преимуществах позиции доброжелательности и любви в противовес позиции силы. Она позволяет видеть отталкивающие проявления зла во всем его разнообразии, вызывает его отрицательную эмоциональную оценку.

Темы контрольных работ

1. Культура и проблема духовной свободы

2. Гуманистические основания культуры

3. Символизм культуры

4. Культурные традиции и модернизация культуры

Контрольные вопросы

1. Попытайтесь расшифровать словосочетание «культурная социализация».

2. Какие механизмы (правила) взаимодействий между людьми способствуют улучшению этих взаимодействий?

3. Назовите основные функции культуры.

Литература

Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1978.

Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Мангейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. М., 1993.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии. 1993. № 11.

Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.

Морфология культуры. Структура и динамика. / Сост. Э. А. Орлова. М., 1994.

Немировская Л. З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

Соколов Э. В. Культура и общество. Л., 1972.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.

Флоренский П. А. Культ, религия, культура. // Богословские труды. М., 1977.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М., 1992.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов. / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1995.

Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Раздел 3. Мировое сообщество. Культурная парадигма (истоки и смыслы)

Глава 5. Возникновение культуры.

Особенности первобытной культуры

1. Взгляды Э. Тайлора на первобытную культуру человечества.

2. Культурно-исторические предпосылки появления человека.

3. Периодизация развития первобытной культуры.

4. Образ жизни первобытного человека. Хозяйственная культура первобытного общества.

5. Проблемы духовного становления первобытного человечества.

6. Первобытный синкретизм и его отличительные черты.

7. Работы Дж. Фрезера о древней магии, мифах, сказаниях.

8. Ранние формы религии в первобытном обществе.

9. Наскальная живопись и пиктография древних.

10. Первобытные мифы в контексте современной культуры.

Культура складывается постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен лет. Для древнейшего человека характерно мифологическое сознание. Первобытные люди были ещё не способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел, но видели в них правдивое описание "высшей" реальности. И всё же мифологические образы, представления отчасти проверялись практикой, опытом. Человеческое сознание было двухуровневым; реалистическим – "снизу" и мифологическим – "сверху".

Первобытная культура – ранняя форма человеческой культуры. Основными её свойствами были синкретизм и традиционность.

Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия – культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёска, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иными словами, "я" полностью растворено в "мы" и точно так же культура этого родоплеменного "мы" тождественна с "мы – обществом" и с каждым входящим в него "я". Нерасчленённое, целостное мышление первобытного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фантазии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.

Второй существенный признак первобытной культуры – её традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы вкуса оказались стабильными, жёсткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освящённый мифологическими представлениями. Власть традиции была абсолютной именно благодаря её способности выступать мощным социальным регулятором поведения людей, средством их сплочения. Это качество первобытной культуры, оставленное в наследство следующим эпохам, неразрывно связано с её мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждённого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей, чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.

В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

Функции первобытного искусства: познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство – резьба по камню, кости, рельефы.