Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 7 из 23)

Темы контрольных работ

1. Шумерско-Аккадская культура [2, 8, 15].

2. Мифомистериальная традиция в искусстве первого государства на Земле [2, 4, 5, 6, 18].

3. Миф в транскрипции сегодняшней культуры [5, 13, 19, 21].

4. Художественная культура Древнего Египта [4, 6, 7, 17, 18].

5. Особенности культуры Вавилона [2, 7, 14, 15].

6. Быт древних японцев. Регламентация, её истоки и результаты [2, 9, 10, 15, 17].

7. Этическое наследие Древней Индии [11, 13, 15, 20, 23].

8. Архитектура и изобразительное искусство Древней Индии [2, 6, 7, 11, 17, 22, 23].

9. Конфуцианство в свете современной культуры [1, 13, 23].

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит отличие вавилонской архитектуры и изобразительного искусства от египетского?

2. Каковы важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания Древнего Двуречья?

3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

4. Расскажите о наиболее важных видах архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта, их особенностях.

5. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона?

6. Расскажите об основных религиозно-философских системах и их влиянии на жизнь древнекитайского общества.

7. В чём заключалась регламентация быта древних китайцев, каковы её истоки и результаты?

8. Назовите основные достижения в культуре, искусстве Древнего Китая.

9. Расскажите о философии индуизма, её формировании. Как религия использовалась для оправдания общественного неравенства?

10. Дайте характеристику особенностям материальной, духовной, художественной культуры Древней Индии.

Литература

1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. М., 1989.

2. Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989

3. Буддизм: Словарь. М., 1992.

4. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

5. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

6. Грибина Н. Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. Тверь. 1993.

7. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. I – IV. М., 1993.\

8. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1991.

9. Иофан Н. А. Культура древней Японии. М, 1974.

10. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980.

11. Косамби Э. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.

12. Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977.

13. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996.

14. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988.

15. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1995.

16. Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1996.

17. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971.

18. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

19. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

20. Неру Д. Открытие Индии. М., 1989.

21. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974.

22. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991.

23. Фрай Р. Н. Наследие Ирана. М., 1972.

Глава 7. Античность

1. Истоки античной культуры.

2. Культура эллинской античности. Этапы развития древнегреческой культуры.

3. Эпоха великого Гомера. «Илиада» и «Одиссея». Образ главного героя.

4. Классическая культура античного полиса. Особенности греческой «цивилизации».

5. Духовная культура античности. Миф в структуре древнегреческого сознания.

6. Философия в Древней Греции.

7. Искусство древних греков. Роль театра. Древнегреческая традиция и понятие «катарсиса».

8. Древнегреческая комедия. Творчество Аристофана.

9. Поэзия древних. Великая Сафо.

10. Проблемы воспитания и образования в Древней Греции: Академия, Ликей, Мусеион.

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всём своеобразии каждой обладают рядом общих чёрт и имеют общее название – античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от латинского antiquus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. На развитие современной европейской цивилизации культура античной Греции и Рима оказали определяющее влияние. Ее начало относится к Ш-П тысячелетиям до н.э. и территориально приурочено к острову Крит и городу Микены на материковой Греции (крито-микенская культура).

Крито-микенский период

Пережив периоды подъема и упадка, критская (или минойская - по имени царя Крита - Миноса) культура просуществовала до 1200г. до н.э. Правители острова по временам достигали такого могущества и богатства, что снаряжали посольства в Египет, а искусство Крита производило большое впечатление на египтян. Жизнь на острове сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов, которые были очень похожи на лабиринты. Они состояли из множества различных по стилю, назначению комнат, расположенных достаточно хаотично. Единство такому архитектурному комплексу придавал прямоугольный двор, занимавший центральную часть дворца, с которым связывались все помещения. Дворцы постоянно перестраивались, становились все более пышными, но чтобы ориентироваться во множестве комнат, действительно, нужна была ²нить Ариадны². Внутренние помещения украшались настенной живописью, фресками с изображением животных, цветов, ритуальных сцен.

Религия играла огромную роль в жизни Крита. Главными сакральными культами были: культ бога-быка, символизирующего разрушительные природные силы, и Владычицы - богини, олицетворившей материнство, женственность. Особая форма царской власти, сложившаяся на острове, теократия, при которой светская и духовная власть принадлежат одному лицу.

Стиль критского искусства проник и на материковую Грецию, в Микены. Наиболее ранний памятник микенской (или ахейской) культуры - шахтные гробницы, открытые в 1876г. Г. Шлиманом. В захоронениях были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски великолепной работы. Центрами культуры здесь, как и ранее, были дворцы, но сейчас все они укреплены, мощные стены сделаны из каменных глыб без всякого связующего материала. Меняется и убранство дворцов, всюду чувствуется воинственный дух: фрески отображают фрагменты сражений, охоты; керамика расписывается простым, строгим узлом. Письменность ахейцев, захвативших Крит, заимствована у минойцев (линейное слоговое письмо А) и приспособлено для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б). И если письмо Б было расшифровано в 1953г. англичанином М. Вентрисом, то письмо А до сих пор загадка.

В конце XIII в. до н.э происходит так называемое переселение народов, северобалканские варварские племена устремляются на юг. Наиболее заметную роль в этом процессе играет племя дорийцев. С приходом дорийцев в XII – XI вв. до н.э. в Греции начинается железный век и прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Гомеровский период

Гомеровское время – одно из самых загадочных в истории Древней Греции. Фактически единственным источником информации о данном периоде выступают знаменитые поэмы слепого аэда - Гомера: "Илиада" и "Одиссея". Гомер описывает события крито-микенской эпохи (Троянская война), но переносит их в более позднюю историческую среду. Гомеровский эпос отражает довольно примитивную культуру, где дворцы заменены деревянными домами. Наиболее яркие памятники искусства гомеровского периода – вазы и бронзовые статуэтки. Это время не знало письменности, ее возрождение связано с культурой архаического периода.

Архаический период

Греческая архаика обычно датируется VIII – VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация – освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате чего греческий мир ассимилировал культуры других народов, обогатился за счет них. Одним из важнейших результатов такого переплетения цивилизаций стало изобретение греками письменности. Алфавитное письмо греки заимствуют у финикийцев, но вводят обозначения не только согласных, но и гласных.

В архаический период происходит разрушение родовой общины и формирование античного полиса - города-государства. Наиболее крупные полисы: Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Именно в полисах были поставлены под сомнение старые традиции и представления о богах, появились люди, которые, отбросив предубеждения, погрузились в изучение природы вещей. В это время мир узнал философию и науку в нынешнем их понимании. В эпоху архаики греки почувствовали свое единство, появляются понятия ‘Эллины’, ‘Эллада’, охватившие греческий мир в целом. Единению способствует и создание общегероического пантеона богов в результате слияния местных культов. Верховным богом стал Зевс-громовержец, главные владения делят между собой его братья: Посейдон – море, Аид - подземное царство, сестра и жена Гера - владычица неба. Олимп почитается священным обиталищем богов (Афродиты, Гефеста, Ареса, Афины, Диониса, Гермеса...), чьи функции заключаются в гармонизации Вселенной.

К периоду архаики относится зарождение Олимпийских игр (776г. до н.э.), которые устраивались в честь знаменитых богов. В области художественного творчества следует отметить труды Гесиода: поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни», поэзию Алкея, Анакреонта, Сафо. К этому времени относится и возникновение театра, родившегося из ритуальных празднеств в честь бога Диониса.

К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, строгому дорическому (по названию племени дорийцев) стилю соответствует геометрически правильная капитель колонны. Ионический стиль (по названию места возникновения – области Греции - Ионии) более пышный, где колонна не только опора, но и декоративный элемент; храмы украшаются рельефами, становятся более изящны. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета искусства в классический период.

Классический период

Как раз в период утверждения арийской демократии искусство Греции достигло своих вершин. Отразив нашествие персов (греко-персидские войны 500 – 49 гг. до н.э.), Афины под руководством Перикла принялись восстанавливать разрушенное. В 480г. до н. э. храмы Акрополя, священного холма афинян, были сожжены дотла и разорены персами. Теперь решено было отстроить их в мраморе с невиданным дотоле великолепием. Перикл не был снобом. Писатели древности рассказывают, что он обращался с художниками как с равными. Архитектору Иктину было поручено проектирование храмов, а их скульптором стал Фидий. Произведений, составляющих славу Фидия, более не существует, но даже по поздним копиям можно представить магическую красоту его скульптур: "Зевс", "Афина-Воительница", "Афина Парфенос". Не менее замечательны произведения современника Фидия – афинского скульптора Мирона: "Дискобол" и творения Поликлета: статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, "Дорифор" ("Копьеносец"), "Раненая амазонка".