14. В. Ф. Мартынов “Мировая художественная культура” Минск “ТетраСистемс”,1997. 320 с.
15. Н. Заболотская “Веласкес” Из-во “Советский художник” Лен. М. 1974г.
16. “История зарубежного искусства” под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой “Изобразительное искусство” М. 1983г.
17. Л. Каганэ “Испанская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже” Очерк-путеводитель. Изд-во “Аврора” Л. 1977г.
18. Лион Фейхтвангер “Гойя, или тяжкий путь познания” Изд-во “Правда” 1982г.
19. С. В. Тураев “От Просвещения к романтизму” М. 1989г. 234с.
20. И. Ф. Волков “Творческие методы и художественные системы” М., 1989.
21. Л.Г. Юлдашев “Искусство: философские проблемы исследования” Под ред. М. Ф. Овсяникова – М,: Мысль 1981. –247с.
22. Р. Ю, Виппер; И. П. Реверсов; А. С. Трачевский “История Нового времени”. М., И-во “Республика” 1995г. с. 93-102.
23. Е.О. Ваганова «Мурильо и его время».- М.: Изобраз. Искусство, 1988. – 244 с.; ил.; Монография.
24. Натюрморт в Западноевропейской живописи. Р. В. Иванова; Выпуск 1. Издательство «Изобразительное искусство» 1989г.
WWW – ресурсы:
1. WWW.kontorakuka.ru/spanish/Prado
2. Хосе Ортега-и-Гассет “Веласкес. Гойя” Пер. с исп. и вступ. статья Ершовой М. Б., Смирновой. – М.: Республика, 1997. – 352 с.: ил. Рецензия Иосифа Бакштейна (“Русский журнал”)
3. Хосе Ортега-и-Гассет “Введение к Веласкесу” Пер. с исп. Лысенко Е. М. , 1991г. OCR: С. Петров
4. Хосе Ортега-и-Гассет “Гойя и народное” Пер. с исп. А. Ю. Мироновой, 1991г. OCR:С. Петров
5. Сюзанна Плэнн “Молчаливое меньшинство: образование глухих в Испании, 1550 – 1835 гг.”. “Глухие испанские художники: Франсиско Гойя и Роберто Готье Прадес” Выст. на III Международной конференции по истории Глухих личностей. Тронхейм. Норвегия. 9-14 сент. 1997г.
6. Линник И. В. “Гойя и Вольтер. Западноевропейская графика XVII-XX веков”- СП6., 1996г.-ч §- с. 11-150. Влияние сатирических образов Вольтера на творчество Гойи.
[1] См. “Мастера искусства об искусстве”, т. 6. М., 1969, с. 452.
[2] Польский социолог литературы Р. Зиманд называет это лицо “виртуальным” читателем.(см. “Проблемы социологии литературы” 1971г)
[3] См. В. Б. Виппер. Статьи об искусстве. М., 1970, с.307.
[4] Е. В. Волкова. Эстетический анализ художественного произведения. М., 1974. С.25.
[5] См. Шеллинг. Философия искусства, с.245.
[6] П. П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919. М., 1953, с.417.
[7] Г. В. Гегель. Эстетика., т.3, с.233.
[8] см. Б. Р. Виппер. Статьи об искусстве, с.281-287.
[9] См. “О композиции”. М., 1959, с. 100-101.
[10] Г. Э. Лессинг. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, с. 421.
[11] Буало. Поэтическое искусство. М., 1957, с.81-82.
[12] Буало. Поэтическое искусство, с.105.
[13] "Бодегонес" (исп. "трактир") - жанровая картина, в которой два-три человека изображаются в помещении кухни или харчевни и где большую роль играет натюрморт: кухонная утварь, посуда, съестное.
[14] Собственно "Продавец воды в Севилье" 1618-1621 гг., Лондон,
Апслей-Хаус, коллекция Веллингтона.
[15] Хосе Ортега-и-Гассет “Введение к Веласкесу” Пер. с исп. Лысенко Е. М. , 1991г.с. 12 OCR: С. Петров
[16] "Лоция живописца" (1660)
[17] Портрет слуги, "мавра" Парехи, был написан в 1650 г.; сейчас
находится в Солсбери, в собрании Радмор. В марте 1650 г. портрет был
выставлен в римском Пантеоне, где имел поразительный успех. Римские
художники избрали Веласкеса в члены Академии св. Луки и Общества виртуозов Пантеона.
[18] "Распятие" для монастыря Сан Пласидо (1630-е гг., Мадрид, Прадо) -
одно из самых известных произведений Веласкеса, особенно любимое писателями поколения 1898 г.
[19] "Коронация Марии" (начало 1640-х гг., Мадрид, Прадо) - поздняя
религиозная композиция Веласкеса, созданная по заказу королевы.
[20] Изгнание морисков в 1609 г. - варварская акция, проведенная
Филиппом III и имевшая для страны катастрофические последствия. Сохранились свидетельства, что Веласкес больше внимания уделил страданиям морисков, вынужденных покинуть родные земли, чем официальным "героям" - королю и его приближенным. Очевидно, поэтому картина показалась "неожиданной" истинно придворному художнику Кардуччи.
[21] «Гойя в период кризиса раннего ромонтизма» стр 53 М. 1986 г.
[22] Цит. По: Альтамира - и –Кревеа Рафаэль. История Испании. М., 1984. С.146.
[23] *Cartas de algunos P.P. de la Compania de Gesus sobre los sucesos de la monarguia entre los anos de 1634 у 1648, siete volumenes. Madrid, 1861 a 1865] пер.Иванова. М. 1985г.
[24] См сноску №13 «El Censor», с. 438.
[25] Тирасо де Молин пьеса «Стыдливый во дворце».
[26][26] См. иллюстрации.
[27] См. «Христоматия зарубежного театра» с. 226
[28] См. сноску №13; стр.316