Смекни!
smekni.com

Политико-правовая концепция Аристотеля. Зарождение и развитие политико-правовых взглядов на Руси (стр. 2 из 3)

По мнению Аристотеля, государство состоит из многих неподобных друг другу частей. И прежде всего это люди. У людей одинаковых государство образоваться не может. Каждый должен быть знатоком своего дела. Один человек может наилучшим знать только одно дело. Не следует требовать от одного и того качественной игры на флейте и качественного шитья сапог. Аристотель выделяет среди людей благородных и неблагородных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных. Государство состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. (Аристотель. Сочинения. Т.4. «Политика». Кн. 1, ст. II 1)

Еще одна часть государства – граждане. Гражданин – это лицо, наделенное определенными полномочиями. Ему предоставляется право быть членом совета и разбирать все, в том числе и судебные дела. Гражданином также считается тот, у кого родители граждане, а не кто-либо один из них. (Аристотель. Сочинения. Т. 4. «Политика». Кн. 3, ст. I)

Философ говорит, что счастливо будет только наилучшее государство, а наилучшим будет то, где наилучшее политическое устройство.

Хорошего же политического устройства граждане должны быть свободны от забот с первой необходимости. Всех же трудящихся философ лишает гражданства. Граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Они должны иметь философский досуг, развивать свои добродетели. Граждане исполняют свои обязанности по отношению к государству и обществу – служат в армии, заседают в совете, судят в судах, служат богам в храмах. Они занимаются государственными делами либо философией.

Собственность граждан, хотя и неодинаковая, но такова, что среди граждан нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Наилучшее политическое устройство позволит им объединиться в одно политическое целое и стать властелинами Вселенной.

С представлением о государстве. Аристотель связывает понятия справедливости. Он считает . что справедливость – понятие относительное и определяет ее как общее благо, возможное лишь в политической жизни. Аристотель делит справедливость на два вида: соответствие закону и справедливое по отношению к другому человеку.

Первый вид – соответствие закону. Справедливостью называет то, что велит делать закон. А закон велит поступать мужественно, благородно, благоразумно и вообще вести себя в согласии с тем, что зовется добродетелями. Получается, что поступающий справедливо, в соответствии с требованиями закона, достигнет совершенства. В этом и состоит сущность одного рода справедливости.

Справедливость по отношению к другому – это равенство. Проявляется в равенстве обязательств. Получается, что справедливый человек – это человек, стремящийся иметь равное. В этом суть второго рода справедливости. (Аристотель. Сочинения. Т. 4. «Большая этика», кн. 1, ст. 33).

Вообще нелегко жить вместе и принимать общее участие во всем, что касается человеческих взаимоотношений. Равенства в работе и получаемых от нее результатов провести нельзя, неизбежно возникают нарекания типа, кто много пожимает, хотя мало трудится, или кто меньше получает, хотя работает больше. Возникает вопрос о собственности. Как же должна быть организована собственность у тех, кто стремится иметь наилучшее государственное устройство?

Собственность бывает двух видов – общая и частная. Требования общей собственности должно быть относительным, умеренным. Ведь если единство государства зайдет слишком далеко, то государство будет уничтожено, либо станет государством слабым, идущим по пути своего уничтожения.

При общности имущества никто не будет в состоянии проявить на деле свою щедрость. Ведь щедрость, по мнению Аристотеля, проявляется именно при возможности распоряжаться своим добром.

Вообще собственность должна быть частной. Когда забота о собственности будет поделена между разными людьми, исчезнут взаимные нарекания. Получится большая выгода, так как каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит.

Поэтому лучшим способом пользования собственностью является тот, который совмещает хорошие стороны обоих способов – общей собственности и частной собственности. Он освящен обычаями и должен быть упорядочен правильными законами. Именно этот способ имеет наибольшее количество преимуществ. (Аристотель. Сочинения. Т. 4. «Политика», кн. 2).


ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РУСИ

Первым политическим трактатом на Руси считается (трактат) «Слово о Законе и Благодати», написанный митрополитом Илларионом в период великого княжения Ярослава Мудрого. Политика Ярослава была направлена на укрепление древнерусского государства и утверждение его суверенности на международной арене. Преследуя эти цели, князь Ярослав решился на беспретендентную по тем временам политическую акцию: он поставил митрополитом русского священника. Это решение нарушило установившуюся после принятия христианства традицию постановления на киевский престол патриархом «только у греков».

Илларион – священник церкви села под Киевом, переводчик, писатель, мыслитель. Это ярчайшая фигура из ближайшего окружения князя Ярослава Мудрого. По указанию Ярослава Илларион был поставлен на Киевскую митрополию в 1015 году.

«Слово о Законе и Благодати» создано Илларионом между 1037 и 1050 годами. Это высоко художественное произведение, жемчужина древнерусской литературы.

По форме изложения «Слово…» представляет собой проповедь, по содержанию – историко-богословско-политический трактат. В нем изложена история христианства и отношение его иудаизму; осмысляется Крещение Руси. Илларион прославляет Русь, равную среди других «новых» народов и ее князей.

«Слово…» состоит из трех частей. В первой части Илларион развивает идею о двух состояниях, которые проходит человечество на пути к «будущему веку». Это состояние «идольского мрака» (язычества) и «благодати» (христианства).

«Закон» (иудаизм) – промежуточный этап. Он всего лишь подготавливал к «благодати», с неизбежностью должен был уступить ей, так как только «благодать» ведет народы к спасению в будущем веке. (Хрестоматия по древнерусской литературе. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. «Слово о Законе и благодати»).

Во второй части речь идет о преимуществах для Руси «благодати» перед «идольским мраком».

Во второй части речь идет о преимуществах для Руси «благодати» перед «идольским мраком».

В третьей части Илларион прославляет князя Владимира Святославовича, первого просветителя Руси, приобщившего ее к «благодати». Он приравнивает дела князя Владимира к апостальским. Уподобив Владимира римскому императору Константину I, считавшемуся первым и великим христианским государем, Илларион заложил фундамент возникшей впоследствии теории «Москва – третий Рим». Воздает он хвалу и Ярославу Мудрому, который способствовал процветанию и просвещению Руси. Идеализируя деяния великих князей Владимира и Ярослава Мудрого, Илларион первым на Руси пытался создать идеальный образ русского христианского государя.

Происхождение власти Илларион характеризует как божественное, наилучшим приобретением власти считает наследственное восприемство престола, осуществление власти подразумевается только законное. В деятельности власти не должно быть беззакония, которое Илларион рассматривает как путь к гибели государства. В «Слове о Законе и Благодати» автор стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди всех других стран. Князь Владимир правил в «худой» земле, а втой, которая «ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». (Антология мировой правовой мысли. Т. 4. «Слово о Законе и Благодати»).

Трактат Иллариона был высоко оценен современниками и потомками. В нем затронуты такие политико-юридические проблемы, как представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральный облик великого князя, ответственность за управление страной, мирном курсе внешней политики.

Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха. Владимир Мономах в своих произведениях затронул большой круг юридических и политических проблем. Он рассмотрел объем полномочий великого князя, его юридическую и нравственную ответственность за их реализацию, принципы осуществления правосудия, проблему взаимоотношений церкви и государства, правовой статус церкви. Наиболее полно политическая программа представлена им в «Поучении детям».

«Поучение» - это нравственное и политическое завещание умудренного долгим и трудным жизненным и государственным опытом великого князя детям. Владимир Мономах создает в «Поучении» образ идеального правителя, борющегося против княжеских междоусобиц за единство родной земли, смелого в походах военных и на охотах человека, радушного и рачительного хозяина, не полагающегося на воевод и тиунов, но вникающего во все лично.

Он осуждал беззаконие, показывал сыновьям вершить суд только по закону. Настаивал также и на равном для всех категорий населения суде, особо выделяя лиц, нуждавшихся в повышенной защите: убогих, вдов, сирот.

Как вид наказания Владимир Мономах отрицал смертную казнь, так как она не совместима с заповедями христианской религии. Он возражал и против рассмотрения наказания в качестве мести. Принцип «не мстить» распространялся им и на межкняжеские отношения, что имело большое значение в условиях намечающейся раздробленности.

Определяя форму правления, Мономах настаивал на реализации властных полномочий великими князьями совместно с советом, который в тот период состоял и бояр, высшего духовенства и знатных горожан.

Мономах разрабатывает поставленную еще Илларионом проблему ответственности князя перед подданными. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру. С тем же, кто жаждет войны, достойным князьям не по пути, снова и снова повторяя, что месть не должна быть определяющим мотивом в политике.