Смекни!
smekni.com

Политико-правовая концепция Аристотеля. Зарождение и развитие политико-правовых взглядов на Руси (стр. 3 из 3)

Интересны его взгляды на взаимоотношения с церковью. Владимир Мономах полагал, что милость Бога достигается малым добрым делом, а не голодом, который иные терпят ради личного спасения. Церкви он отводил почетное, но все же подчиненное место. Почитая митрополита, делить власть с ним не собирался.

После смерти Владимира Мономаха раздел государства между его многочисленным потомством значительно ускорил процесс феодальной раздробленности Руси.

Вообще развитие русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. И лучше всего политическая история Руси изложена в «Повести временных лет».

«Повесть временных лет» - это летописный свод, составленный монахом Нестором около 1113 года. В основу «Повести» легли летописные своды XI века, русско-византийские договоры Х века, предания о восточнославянских племенах, их взаимоотношениях с соседними племенами, о первых русских князьях и многое другое.

Летопись содержит много преданий, поэтических легенд: предание о посещении русской земли апостолом Андреем, рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть мужа, князя Игоря. Много рассказов о князе Владимире и его пирах.

Нестор в своем труде связал историю восточных славян с историей соседних народов. Летописец осуждает кровавые междоусобные распри князей, призывает их к единению в борьбе с внешними врагами. (Хрестоматия по древнерусской литературе. М.Е. Федорова «Повесть временных лет»).

Вся летопись проникнута высоким патриотическим чувством, идеей единством Русской земли.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Был создан в Киевской Руси в конце XII века, в период начинающейся феодальной раздробленности.

В произведении автор поднимает проблему разобщенности русских земель. Идея произведения, его суть – призыв к объединению русских земель перед монголо-татарским нашествием. В первые создан в древнерусской литературе образ женщины, тоскующей по мужу, переживающей за судьбу его воинов и судьбу похода. (Хрестоматия по древнерусской литературе М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова «Слово о полку Игореве»).

Дальнейшее развитие политико-правовые взгляды получают в произведении Даниила Заточника «Моление». Заточник – значит пленник, зависимый человек. Произведение написано на севере Руси, в период феодальной раздробленности (начала XIII века).

Впервые в истории древнерусской литературы автором произведения становится находящийся в зависимом и униженном положении человек, пострадавший от бояр и ищущий защиты и спасения у сильной княжеской власти. Автор встает на защиту человеческого достоинства. Он считает, что ценность человека, его право на внимание и уважения определяются прежде всего его интеллектуальными качествами.

«Моление» - злая сатира на виновников общественного зла и на порядки, порождающие социальную не справедливость.

Стержень произведения – образ великого князя. Автор рисует образ идеального правителя – справедливого, милосердного, правосудного. Князь твердо управляет страной, он – верховный глава своим людям, обязан обеспечить порядок. Для обеспечения порядка, по мнению Даниила, нужна сильная власть. Ведь если власть слаба, нет хорошего правителя, такое государство может погибнуть. В своей деятельности князю необходимо опираться на Совет думцев. Советники должны быть умны, справедливы, всегда поступать по правде – закону. Порядок, при котором великий князь решает дела с мудрыми помощниками, укрепляет государство.

С властью князя Даниил Заточник связывает процветание государства, безопасность жизни и имущество подданных. Он советует князю иметь хорошее войско, подчеркивая, что главное богатство князя «во множестве храбрых и мудрых людей». (Антология мировой правовой мысли. Т. 4., М., 1999).

Даниил осуждает боярское самоуправство – оно беззаконно, несправедливо, порождает неурядицы в державе.

Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти. Осуждение могущества боярства предполагало ограничение юридических прерогатив местных феодалов, что в конечном счете способствовало главной задаче периода – объединению земель под юрисдикцией великого князя.

Итак, развитие русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. Новые события требовали своего освещения. Возникает необходимость в проповедях, посвященных насущным явлениям местной действительности. Развивающееся национальное самосознание потребовало исторического самоопределения русского народа. Надо было найти место русскому народу в грандиозной картине всемирной истории. «Повесть временных лет» определяет место славян, в частности, русского народа, среди народов мира, рисует образование русского государства, события русской истории и т.д. «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона говорит о церковной самостоятельности русских. Отклики на события и волнения русской жизни все растут. Число произведений, возникших под влиянием острых потребностей русской действительности, увеличивается и все они окрашены чувством патриотизма, любви к своей стране, своей земле. И все произведения пронизаны одной идеей – идеей единства Русской земли.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология мировой политической мысли. Т.3. М., 1997.

2. Антология мировой политической мысли. Т.5. М., 1999.

3. Россия между Европой и Азией. Антология. Новикова Л.И. М., 1993.

4. История политических и правовых учений. Учебник. Нерсесянц В.С. М., 1999.

5. Аристотель. Сочинения в 4 томах. М., 1984.

6. Аристотель. Чанышев А.Н. М., 1981.

7. Хрестоматия по древнерусской литературе М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. М., 1994.

8. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М., 1996.

9. Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986.

10. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.