НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Юридический факультет
Контрольная работа по предмету история политических и правовых учений
Тема: «Политико-правовая концепция Аристотеля. Зарождение и развитие политико-правовых взглядов на Руси»
Выполнил: студент 2-го курса юридического факультета заочного отделения
Чупилко Ольга Николаевна
Шифр: БЮ-02102
Проверил:
Новосибирск-2003
ПЛАН
1. Политико-правовая концепция Аристотеля.
- Аристотель о политике и власти
- о праве и законах
- о государстве и гражданине
- о взаимосвязи закона и справедливости
- о собственности
2. Зарождение и развитие политико-правовых взглядов на Руси.
- «Слово о Законе и Благодати» - первый политический трактат на Руси
- Политическая программа Владимира Мономаха
- «Повесть временных лет» как политическая история Древнерусского государства
- «Слово о полку Игореве» - проблема разобщенности русских земель, обоснование необходимости их единения
- «Моление» Даниила Заточника – об идеале правителя, о сильной княжеской власти
- Заключение
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем Аристотеля. Многие из произведений Аристотеля утеряны, но политико-правовая тематика хорошо освещена в таких сохранившихся его работах, как «политика», «Античная политика», «Этика».
Политика у него тесно связана с этикой. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитие представления о нравственности, добродетелях, хорошее знание этики. Поэтому этика и предстает как начало политики, введение к ней. (Аристотель ) Сочинения. Т. 4. «Большая этика» кн. I, ст. 1.
Сущность политики состоит в том, чтобы придавать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно.
По мнению Аристотеля, политика должна играть прежде всего нравственно-воспитательную роль. Для воспитания нужны законы, для хорошего воспитания – хорошие законы, а законодательство есть часть политики.
Политик всегда должен иметь в виду, что человек подвержен страстям, человеческая природа вообще испорчена, а этические добродетели хотя и принадлежат всем, но не в равной степени. Поэтому политик должен искать наилучшего политического устройства. Он не должен отрываться от реальности. Ему следует интересоваться не просто лучшими формами государственного устройства, а лучшими при тех или иных реальных обстоятельствах. Необходимо исследование реально существующих форм политического устройства. Любой политик должен знать, что формы, существующие в настоящее время, оказываются несовершенными.
Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство – сложное целое, состоящее из разных неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения. Каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Одни народы поддаются только деспотической власти, другим нужна свободная политическая жизнь. В любом государстве происходит «столкновение прав», т.к. на власть претендуют благородные и свободные, богатые и достойные, а также большинство, которое всегда имеет преимущество перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга различные политические устройства. При изменении государства люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.
Политическое устройство и есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей. В политическом устройстве государства Аристотель различает три части – законодательную власть, административную и судебную. (Аристотель, Сочинения. Политика. Кн. 4, ст. II.1).
Он также делит политическое устройство по количественному и имущественному признакам. В результате получается шесть форм государства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильных (тирания, олигархия, демократия). Из неправильных форм государства тирания по мнению Аристотеля наихудшая.
Полития (республика) – лучшая форма государства. Она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, свободна от их недостатков и крайностей.
Полития – «средняя» форма государства. Средний элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во власти – средний слой. Философ полагает, что государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный слой (Аристотель. Сочинения. Т.4. «Политика» кн. 4, ст. IX).
Политическое устройство предполагает власть закона. Где не властвует закон, там нет политического устройства. Законы управляют всем. Каждое дело в отдельности должно рассматриваться государственной властью в соответствии с законом.
Аристотель подчеркивает, что следует стремиться к тому, чтобы законы как можно дольше не менялись. Однако в законах невозможно изложить письменно все со всей точностью. Ведь законы неизбежно приходится излагать в общей форме, а человеческие действия единичны. Ясно, что законы иногда следует менять. Но дело это требует большой осмотрительности. Легкомысленно менять существующие законы на новые – значит ослаблять силу закона. Философ также отмечает, что в основе любого закона лежит право. Право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе.
Право как политическое явление Аристотель называет политическим правом; делит право на два вида – естественное и условное.
К условному праву он относит установления закона и всеобщим соглашений. Естественное (природное) право не зависит от признания или непризнания и везде имеет одинаковое значение. Под природным правом Аристотель имеет в виду именно политическую природу человека – ведь человек, по его мнению, по природе своей существо политическое. В этом своеобразие Аристотеля.
Итак, человек – существо политическое по природе, он стремится к политическому общению. В политическом общении все формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Высшая форма политического общения – государство. Оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья, селение. Однако не все люди, не все народности достигают такого уровня развития. Например, Аристотель считал, что варвары – это люди с неразвитой человеческой природой, они просто не доросли до политической формы жизни.
«Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим». Вот первое определение Аристотелем государства, встречающееся в первой из восьми книг его оставшегося незаконченным трактата «Политика». В трактате рассматриваются различные общественные отношения и оцениваются различные формы государственного устройства. Итак, государство для Аристотеля само по себе - некий вид общения, это высшая форма общения людей. В пределах самого государства существует множество видов общения.
В экономических отношениях Аристотель видит три вида социальных форм общения: 1) общение в рамках отдельно взятой семьи, 2) общение в рамках общих хозяйственных дел, 3) общение в рамках обмена хозяйственными благами. Целью любых экономических отношений Аристотель считает выгоду. В общении же, образующем государство цели совсем иные, они не исключительно хозяйственные. «Оно (государство) появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования».
«Целью государства является благая жизнь, и все упомянутое создается ради этой цели; само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое, как мы утверждаем, состоит в счастливой и прекрасной жизни». Итак, государство существует не просто так, а чтобы обеспечить своим гражданам хорошую «благую» жизнь.
Целое предшествует части, и государство как структура предшествует семье и личности. Семьи и отдельные лица принадлежат составу государства, однако по Аристотелю, не все лица можно отнести к государственному составу, рабы остаются за чертой. Аристотель сторонник рабовладельческой системы. Вопрос о рабстве он рассматривает в рамках отношений внутри семьи. Рабство связано с вопросом о собственности, а собственность - часть семейной организации (раб - одушевленная часть собственности, предмет первой необходимости). Институт рабства для Аристотеля - институт, необходимый для правильного функционирования семьи и, как следствие, государства.
Аристотель – государственник. Государство для него – современнейшая форма жизни, такая форма, в которой общественная жизнь достигает «высшего благосостояния», это среда счастливой жизни. «Аристотель. Сочинения. Т.4. Политика. Кн. 3, ст. V 12).
Он рассматривает государство с двух сторон – качества и количества. Под элементами качества он подразумевает свободу, воспитание, благородство рождения; под элементами количества – численное превосходство массы.