Своеобразие индийской религии: брахманизм, индуизм, тантризм.
Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (ведическая религия) к идее единого бога-творца и затем — абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо — богиня речи Вач, Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша. Последние, по сути дела, отождествлены и названы Первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой.
Индуи́зм — Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как
Индуистские священные и авторитетные тексты формировались на протяжении примерно трех тысячелетий. К ним относится комплекс ведической литературы (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), древнеиндийский эпос (Махабхарата и Рамаяна), а также шастры, пураны, сутры и карики – более поздние тексты философского мифологического содержания. Памятники индуистского канона и классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной является двучленная классификация, подразделяющая тексты на две группы: шрути ("услышанное") и смрити ("запомненное"). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити). Традицию шрути открывают четыре Веды – "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т.е. текстов, различных по объему, составу, времени создания, жанру и назначению. К Ведам примыкает комплекс текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны – брахманы, араньяки и упанишады.
Обряды.
Большинство индуистов принимают участие в религиозных обрядах ежедневноhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC - cite_note-religiouslife-92, причём многие индуисты также проводят религиозные обряды у себя дома. Индуисты совершают следующие ежедневные ритуалы:
Мантры и молитвы, своим смыслом, звуком и способом повторения помогают сосредоточить ум на духовном уровне или выразить свою преданность Богу или девам. Большую роль в индуистской религиозной жизни играет ритуальное повторение или воспевание мантр. Оно может осуществляться индивидуально как джапа (повторение мантр на чётках), или проводится в группе — практика, которая называется киртана или бхаджана. Для многих индуистов эти практики являются основой духовной жизни.
Отличительной особенностью религиозных ритуалов является разграничение между чистотой и осквернённостью. Религиозные обряды заранее предполагают некоторую степень осквернённости совершающего их, который должен очистится в процессе обряда или до совершения его. Очищение обычно производится с помощью воды и является неотъемлемой частью большинства религиозных обрядов
Индуисты верят в особую действенность жертвования и в понятие «хорошей кармы» или пуньи, которая приобретается через благотворительность, совершение «добрых дел» и накапливается в течение жизни, обеспечивая защиту и благосостояние в следующем перевоплощении. Ведические ритуалы огненных жертвоприношений, которые называются «яджна», также являются важным элементом в обрядовой практике индуизма. Они выступают как неотъемлемая часть таких церемоний, как свадьба, похороны, посвящение в ученики и др.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC - cite_note-94
По случаю таких событий, как рождение ребёнка, свадьба или похороны, проводятся целый ряд сложных религиозных ритуалов. К ним относятся такие обряды, как аннапрашан (когда ребёнку впервые дают твёрдую пищу), упанаянам (формальное начала получения образования), шраддха (проводится по умершим родственникам). В большинстве индийских семей, точное время проведения различных церемоний, в особенности таких как помолвка молодой пары, свадьба и др., определяется после консультации с ведическим астрологом[96]. Обязательным обрядом для всех, за исключением санньяси и детей до пяти лет, является кремация тела после смерти. В ходе традиционного индуистского обряда кремации, тело заворачивают в ткань и сжигают на погребальном костре.
Тантризм (от санскр. Tantra, букв. — основа, сущность), в индуизме течение, тесно связанное с шактизмом. Часто оба отождествляются, поскольку тантризм берет за основу поклонение обожествленной женской энергии шакти. В более узком смысле тантра — это система определенной техники достижения результата и имеющие ту же цель специальные тексты, представляющие собой наставительные беседы Шивы и его супруги, в которых в качестве учителя чаще выступает Шива. Темами этих бесед служат магические ритуалы, упражнения йога и прочие способы овладения энергией шакти, а также теологические, космогонические, философские рассуждения. Постоянно восхваляется богиня Кали, которая почитается как воплощение высшего божественного начала.
Основная цель тантризма та же, что и индуизма в целом — соединение с Брахманом и освобождение от колеса перерождений, но методы, которые он использует, особые. Последователи тантризма исходят из того, что тело человека представляет собой микрокосм, поэтому осмысленное воздействие на тело должно иметь результатом овладение космосом и его энергией, которая с точки зрения тантризма есть шакти.
Ритуал
Тантризмом разработана целая система соответствий и символики, лежащая в основе различных магических ритуалов. Одни из них связаны с произнесением мантр, сакральных фраз или звуковых формул, наполненных божественной энергией. Их эффективность связывается с представлением об изначальном божественном звуке (нада-брахман), творящем мир. Особо мощными считаются краткие биджа-мантры («семенные»), способные порождать различных богов.
Другая разновидность ритуалов использует янтры, специальные диаграммы, символизирующие космос. Определенная техника медитации позволяет наполнить янтру смыслом божественного присутствия, войти в нее и приобщиться к божественной энергии космоса. Наиболее известна так называемая Шриянтра, представляющая собой четырехугольник, внутри которого помещены шесть концентрических кругов, а в них — девять пересекающихся треугольников. В их центре — точка, представляющая богиню, основу и источник вселенной.
В ритуалах используются различные символические жесты (мудры), медитация, приемы йоги, а также более обыкновенная пуджа, приношение к изображению богов цветов, фруктов, еды. Все действия должны исполняться точно, тщательно и под руководством гуру, авторитет которого в тантризме чрезвычайно высок.
Тантризм подразделяется на две ветви — «тантра правой руки» и «тантра левой руки». Последняя отличается закрытым характером и использованием сложных, эзотерических ритуалов. Их основу составляет так называемая панчататтва («пять элементов»), или панчамакара («пять М»): мадья (алкоголь), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (здесь: жареные зерна, возбуждающие половое влечение) и майтхуна (сексуальный акт). Исполнение этих «пяти М», являющееся вызовом нормативному индуизму, имеет в тантризме глубокий смысл.