Смекни!
smekni.com

Повседневная жизнь рыцарства в 12 веке (стр. 2 из 4)

Стоит отметить, что изучение эпических сказаний относится к одной из самых сложных тем. Сложность заключается в источниковедческом анализе источников данного типа. Не всегда можно определить место, среду, время его создание и авторство, а также достоверность. Еще одной немаловажной проблемой являются специфика языка, т.к. французский эпос (к которому относится Жеста Гильома) дошли до нас на старофранцузском языке, столь отличного от современного.[15] И в этом также заключается трудность изучение и понимание этих текстов, особенно для перевода на другие языки, в том числе и на русский. А также не стоит забывать, что большинство эпических сказаний в период их создания изначально бытовали в устной форме и были записаны намного позднее. Отсюда вытекает и еще одна проблема – влияние эпохи в которой был зафиксирован эпос. Так Волкова З.Н. утверждает что французские эпические произведения отражают исторические факты и реалии и той и другой эпохи.[16]

Своей главной задачей в написании курсовой работы я ставила определение информационного потенциала источника.

II. Повседневная жизнь рыцарства XII века.

Глава 2.Война.

Рыцарское вооружение.

Очень много в жесте мы встречаем упоминания об оружие и вооружении рыцаря в целом. Именно с эпохи Каролингов тяжелая кавалерия начинает приобретать все более высокую военную и социальную значимость. Ее вооружение и экипировка становятся все более дорогостоящими.

Защитным доспехом рыцаря этого времени была кольчуга с рукавицами и капюшоном. Голову защищал стальной остроконечный шлем (шишак) с железной пластинкой-наличником, предохраняющее лицо. [17]

…Сын, надень доспех блестящий…[18]

или

Граф тысяче бойцов своих велел

Надеть броню стальную, добрый шлем…[19]

и вот еще

Надел он панцирь, что светлей огня,

шлем, весь в каменьях, туго подвезал…[20]

Поспешно всяк броню и шлем надел…[21]

Шишак на каждом, каждый при мече…[22]

Нередко в литертурных текстах можно встретить упоминание о «двойной» и даже «тройной» кольчуге. Многие историки относят эти сведение на счет поэтической гиперболизации, свойственной эпосу.

Двойной броней был облучен Бернар[23]

Для отражения неприятельских ударов служил деревянный щит, обитый кожей и снабженный металлическими, часто позолоченными бляхами. Наступательное оружие рыцарей было весьма разнообразно: но чаще мы встречаем упоминания о мече и копье.

Для начала стоит сказать о мече. В Жесте меч упоминается чаще всего при посвящении в рыцари, чем в сражениях. Ж.Флори объясняет это тем что меч обнажают не раньше, чем переломилось копье.

Ему на пояс меч повесил…[24]

Мечом мог пользоваться только рыцарь. Об этом говорит и сам Гильом:

…не дай мне бог всеправый

Облечься в рыцарское одеянье,

Покуда вместе с братьями и вами

Во Францию я не прибуду к Карлу,

И рыцарем меня он не объявит,

И сам меня мечом не припояшет.[25]

Существовала традиция давать особые имена мечам, выказывая тем самым свое пристрастие к этому виду оружия, с которым рыцарь был неразлучен.

Меч Голиаф ему доверил Карл…[26]

Некоторые мечи носили на себе надписи – либо просто гравированные, либо инкрустированные серебром и золотом.

Мечом с серебряной рукоятью,

Где золотою вязью вьется надпись.[27]

Но пожалуй самым главным рыцарским оружием на протяжении всего Средневековья был копье. Длина копья не привышала 250 сантиметров, а вес колебался в пределах 15-18 килограммов. [28]Древко делалось из наиболее прочных и твердых пород деревьев – ясеня, яблони, бука.

В руке он держит яблоневый кол,

который заострен, тяжел и толст.[29]

На конце копья, перед самым наконечником, крепились флажки (значки).

значки цветные плещутся на копьях[30]

Так например некоторые значки крепились только во время боя. Чаще всего их называли «Орифламма» :

Я узнаю его по орифламме.[31]

Неотъемлемой частью каждого рыцаря был штандарт (знамя).

На нем изображался родовая личная символика, олицетворяемая гербами, девизами, цветом. Очень интересно об этом говорится в жесте:

Вздымвет Эмери рукою левой

Штандарт свой с золотым орлом на древке.

К восьми крестам орел прикрелепан этот.

Из них в четыре благочестный резчик

С молитвую святые мощи вделал.[32]

Как можно заметить, помимо гербового рисунка, на знамени Эмери присутствуют даже мощи святого. Для чего это делалось можно также ответить цитатой:

Кто под штандартом этим скачет в сечу,

Тот от руки неверных смерть не встретит

И пораженья в битве не потерпит.[33]

Стоит сказать несколько слов о Гербовой символике, которая была крайне разнообразна. В ней могли быть представлены предметы как одушевленные, так и неодушевленные.

Изображение животных на рыцарских гербах часто восходят к образцам скифо-сибирского звериного стиля. Как правило, изображение в гербе дракона, льва, орла должны были характеризовать могущество носителя.[34]

Штандарт с драконом и тремя орлами.[35]

В Средневековье общий вес защитного вооружения составлял около 30 киллограммов[36] - нагрузка, конечно, значительная, но будучи распределенной по всему телу все же позволяющая от природы сильному и тренированному воину двигаться относительно свободно. И конечно рыцарю нужна была не менее выносливая лошадь.

Очень интересную информацию о лошадях можно найти в источнике. Лошадь для рыцаря – основной инструмент войны, его козырь, но вместе с тем она – его постоянный спутник, его верный друг, от поведения которого зависит подчас и жизнь всадника-воителя. Как и мечам этим животным давали имена. Так очень любопытна история с конем Гильома Босаном:

И под скалаю увидал Босана,

коня, что послан был Тибо в подарок

Невестою его Орабль прекрасной.

Конь жил при ней семь лет в дворце Оранжском.

Ничья рука к нему не прикасалась,

сама лишь королева в день три раза

Его кормила, холила, ласкала,

Ему бока чесала гребнем частым,

Их отирала белым горностаем.[37]

Этот же конь, рассматриваемый как подарок, имел весьма богатое снаряжение, но на этом отрывке можно рассмотреть что входило в амуницию рыцарского коня:

На двух цепях серебряных держали.

Все в золоте и спереди и сзади,

Седло на нем покрыто было тканью,

Бесценною и до копыт свисавшей.[38]

И вот еще:

Вонзил в Босана шпоры золотые[39]

А вот еще интересный фрагменты который можно отнести к амуниции:

У короля из тороков седельных[40]

«Тороки», это ремешки у задней луки седла для закрепления каких-либо предметов перевозимых всадником.

Седло на нем красиво и удобно;

Поперсье все каменьях бесподобных…[41]

«Поперсье», конский нагрудник, честь доспехов, защищающий лошадь.

Но не всякий конь мог стать боевым, он должен быть сильным и выносливым, что-то среднее между лошадью беговой и лошадью рабочей. Ценность лошади на войне и привязанности к ней воина привели к развитию коневодства, учреждению конских заводов, к успехм в области ветеренарии, косвенне указания на которые обнаруживаются с XII века.[42] Так в источнике вместе со словом лошадь мы встречаем и место откуда она родом:

И на оркадском жеребце гарцуя.[43]

…Бернар дал скакунов кастильских всем.[44]

В Средние века в Испании, в том числе в ее провинция Кастилии, разводили особенно сильных и выносливых лошадей, способных нести закованного в латы рыцаря, чего не могли делать лнгкие и быстрые, но более слабые арабские лошади. Испания широко поставляла эту породу лошадей и другим странам Западной Европы. Поэтому кони завоеванные у сарацин считались военным трофеем и значимой добычей по цене.

Помимо боевых коней, у рыцарей были и рабочие (дорожные) лошади. Они предназначались для перевозки вещей. В тексте можно встретить ни один фрагмент по этому поводу:

Тяжеловозов нагрузила сорок.[45]

Меж тем к нему шел караван немалый

Больших верблюдов триста с провиантом.[46]

Из вьючные животных в тексте можно встретить – не только верблюдов, но и мулов, и дромадеров (одногорбый верблюд), которые служили средством перевозки, и никогда не участвовали в сражении. Вообще для рыцаря считалось унижением сражаться на дорожной лошади или муле. Хотя они считались лучшим средством для передвижения.