Стоит отметить, что изучение эпических сказаний относится к одной из самых сложных тем. Сложность заключается в источниковедческом анализе источников данного типа. Не всегда можно определить место, среду, время его создание и авторство, а также достоверность. Еще одной немаловажной проблемой являются специфика языка, т.к. французский эпос (к которому относится Жеста Гильома) дошли до нас на старофранцузском языке, столь отличного от современного.[15] И в этом также заключается трудность изучение и понимание этих текстов, особенно для перевода на другие языки, в том числе и на русский. А также не стоит забывать, что большинство эпических сказаний в период их создания изначально бытовали в устной форме и были записаны намного позднее. Отсюда вытекает и еще одна проблема – влияние эпохи в которой был зафиксирован эпос. Так Волкова З.Н. утверждает что французские эпические произведения отражают исторические факты и реалии и той и другой эпохи.[16]
Своей главной задачей в написании курсовой работы я ставила определение информационного потенциала источника.
II. Повседневная жизнь рыцарства XII века.
Глава 2.Война.
Рыцарское вооружение.
Очень много в жесте мы встречаем упоминания об оружие и вооружении рыцаря в целом. Именно с эпохи Каролингов тяжелая кавалерия начинает приобретать все более высокую военную и социальную значимость. Ее вооружение и экипировка становятся все более дорогостоящими.
Защитным доспехом рыцаря этого времени была кольчуга с рукавицами и капюшоном. Голову защищал стальной остроконечный шлем (шишак) с железной пластинкой-наличником, предохраняющее лицо. [17]
…Сын, надень доспех блестящий…[18]
или
Граф тысяче бойцов своих велел
Надеть броню стальную, добрый шлем…[19]
и вот еще
Надел он панцирь, что светлей огня,
шлем, весь в каменьях, туго подвезал…[20]
Поспешно всяк броню и шлем надел…[21]
Шишак на каждом, каждый при мече…[22]
Нередко в литертурных текстах можно встретить упоминание о «двойной» и даже «тройной» кольчуге. Многие историки относят эти сведение на счет поэтической гиперболизации, свойственной эпосу.
Двойной броней был облучен Бернар[23]
Для отражения неприятельских ударов служил деревянный щит, обитый кожей и снабженный металлическими, часто позолоченными бляхами. Наступательное оружие рыцарей было весьма разнообразно: но чаще мы встречаем упоминания о мече и копье.
Для начала стоит сказать о мече. В Жесте меч упоминается чаще всего при посвящении в рыцари, чем в сражениях. Ж.Флори объясняет это тем что меч обнажают не раньше, чем переломилось копье.
Ему на пояс меч повесил…[24]
Мечом мог пользоваться только рыцарь. Об этом говорит и сам Гильом:
…не дай мне бог всеправый
Облечься в рыцарское одеянье,
Покуда вместе с братьями и вами
Во Францию я не прибуду к Карлу,
И рыцарем меня он не объявит,
И сам меня мечом не припояшет.[25]
Существовала традиция давать особые имена мечам, выказывая тем самым свое пристрастие к этому виду оружия, с которым рыцарь был неразлучен.
Меч Голиаф ему доверил Карл…[26]
Некоторые мечи носили на себе надписи – либо просто гравированные, либо инкрустированные серебром и золотом.
Мечом с серебряной рукоятью,
Где золотою вязью вьется надпись.[27]
Но пожалуй самым главным рыцарским оружием на протяжении всего Средневековья был копье. Длина копья не привышала 250 сантиметров, а вес колебался в пределах 15-18 килограммов. [28]Древко делалось из наиболее прочных и твердых пород деревьев – ясеня, яблони, бука.
В руке он держит яблоневый кол,
который заострен, тяжел и толст.[29]
На конце копья, перед самым наконечником, крепились флажки (значки).
значки цветные плещутся на копьях[30]
Так например некоторые значки крепились только во время боя. Чаще всего их называли «Орифламма» :
Я узнаю его по орифламме.[31]
Неотъемлемой частью каждого рыцаря был штандарт (знамя).
На нем изображался родовая личная символика, олицетворяемая гербами, девизами, цветом. Очень интересно об этом говорится в жесте:
Вздымвет Эмери рукою левой
Штандарт свой с золотым орлом на древке.
К восьми крестам орел прикрелепан этот.
Из них в четыре благочестный резчик
С молитвую святые мощи вделал.[32]
Как можно заметить, помимо гербового рисунка, на знамени Эмери присутствуют даже мощи святого. Для чего это делалось можно также ответить цитатой:
Кто под штандартом этим скачет в сечу,
Тот от руки неверных смерть не встретит
И пораженья в битве не потерпит.[33]
Стоит сказать несколько слов о Гербовой символике, которая была крайне разнообразна. В ней могли быть представлены предметы как одушевленные, так и неодушевленные.
Изображение животных на рыцарских гербах часто восходят к образцам скифо-сибирского звериного стиля. Как правило, изображение в гербе дракона, льва, орла должны были характеризовать могущество носителя.[34]
Штандарт с драконом и тремя орлами.[35]
В Средневековье общий вес защитного вооружения составлял около 30 киллограммов[36] - нагрузка, конечно, значительная, но будучи распределенной по всему телу все же позволяющая от природы сильному и тренированному воину двигаться относительно свободно. И конечно рыцарю нужна была не менее выносливая лошадь.
Очень интересную информацию о лошадях можно найти в источнике. Лошадь для рыцаря – основной инструмент войны, его козырь, но вместе с тем она – его постоянный спутник, его верный друг, от поведения которого зависит подчас и жизнь всадника-воителя. Как и мечам этим животным давали имена. Так очень любопытна история с конем Гильома Босаном:
И под скалаю увидал Босана,
коня, что послан был Тибо в подарок
Невестою его Орабль прекрасной.
Конь жил при ней семь лет в дворце Оранжском.
Ничья рука к нему не прикасалась,
сама лишь королева в день три раза
Его кормила, холила, ласкала,
Ему бока чесала гребнем частым,
Их отирала белым горностаем.[37]
Этот же конь, рассматриваемый как подарок, имел весьма богатое снаряжение, но на этом отрывке можно рассмотреть что входило в амуницию рыцарского коня:
На двух цепях серебряных держали.
Все в золоте и спереди и сзади,
Седло на нем покрыто было тканью,
Бесценною и до копыт свисавшей.[38]
И вот еще:
Вонзил в Босана шпоры золотые[39]
А вот еще интересный фрагменты который можно отнести к амуниции:
У короля из тороков седельных[40]
«Тороки», это ремешки у задней луки седла для закрепления каких-либо предметов перевозимых всадником.
Седло на нем красиво и удобно;
Поперсье все каменьях бесподобных…[41]
«Поперсье», конский нагрудник, честь доспехов, защищающий лошадь.
Но не всякий конь мог стать боевым, он должен быть сильным и выносливым, что-то среднее между лошадью беговой и лошадью рабочей. Ценность лошади на войне и привязанности к ней воина привели к развитию коневодства, учреждению конских заводов, к успехм в области ветеренарии, косвенне указания на которые обнаруживаются с XII века.[42] Так в источнике вместе со словом лошадь мы встречаем и место откуда она родом:
И на оркадском жеребце гарцуя.[43]
…Бернар дал скакунов кастильских всем.[44]
В Средние века в Испании, в том числе в ее провинция Кастилии, разводили особенно сильных и выносливых лошадей, способных нести закованного в латы рыцаря, чего не могли делать лнгкие и быстрые, но более слабые арабские лошади. Испания широко поставляла эту породу лошадей и другим странам Западной Европы. Поэтому кони завоеванные у сарацин считались военным трофеем и значимой добычей по цене.
Помимо боевых коней, у рыцарей были и рабочие (дорожные) лошади. Они предназначались для перевозки вещей. В тексте можно встретить ни один фрагмент по этому поводу:
Тяжеловозов нагрузила сорок.[45]
Меж тем к нему шел караван немалый
Больших верблюдов триста с провиантом.[46]
Из вьючные животных в тексте можно встретить – не только верблюдов, но и мулов, и дромадеров (одногорбый верблюд), которые служили средством перевозки, и никогда не участвовали в сражении. Вообще для рыцаря считалось унижением сражаться на дорожной лошади или муле. Хотя они считались лучшим средством для передвижения.