И, оглядевшись, сел на дромадера,
Который мчится ласточки быстрее.[47]
Или
Везут Гильома на переднем муле,
Бегущем быстро иноходью крупной.[48]
Стоит подвести итог, что в жизни рыцаря оружие и конь играли важную роль. Мы рассмотрели используя текст источника и оборонительные и наступательное вооружение воина.Рассмотрев все из чего состояла амуниция рыцаря и его боевого коня, стоит перейти к тактике ведение боя, а также военного поединка.
Тактика рыцарства.
Сражения в Средние века были, как известно, редки.[49]Обычно в истории того времени преобладает осады крепостей. Но об этом я расскажу чуть позже. В «Отрочестве Гильома» преобладают сражения(2 крупных), и описана всего одна осада крепости Нарбонн, а также большое количество поединков.
Начнем сначала с битв. В источнике можно выделить только одно упоминание о построении войске, и тактике в частности. Так перед очередным сражением Гильом приказывает оставить лагерь, увести добычу в лес, а самим воинам сидеть в засаде:
Фрнцузы из засад летят в сраженье,
А тех засад Гильом расставил десять.[50]
…Нарбонцы мчатся смело,
Держа равненье и сомкнувшись тесно.[51]
Пришпорили коней лихих и резвых,
В строй басурманов врезались карьером.[52]
Карьер - самый быстрый галоп, при котором лошадь движется почти прыжками в два темпа. Обычно он применялся при построении «клина» (cuneus). Цель его заключалась в том, чтобы прорвать сомкнутый строй неприятеля, а затем уже драться с отдельным противником. Таким образом, битва, распадалась на отдельные поединки, где каждый рыцарь мог проявить свою силу, храбрость и уровень военной подготовки.
В рыцарском эпосе при поединке повторяется одна и та же картина: рыцарь, следуя общепринятому среди благородных воителей методу, предпринимает фронтальную атаку на избранного им противника, стремясь ударом копья убить или хотя бы выбить его из седла Обычно в эпосе XII века рыцарь перемещает свой щит с левой руки на грудь перед собой, опускает повод, дает коню шпоры, опускает копье, зажимает древко под своей рукой и «выбивает» своего противника из седла. Чтобы подчеркнуть мощь удара, часто добавляется, что копье заставляет щит разлететься на части, пронзает кольчугу и тело противника. :
На Акильяна граф копье наставил,
В щит угодил, пробил навершье с маху,
Прорезал и рассек блестящий панцирь,
Вонзил свое оружье в тело вражье,
Нажал на древко, спешил супостата.[53]
Или, к примеру:
Дал шпоры и поводья опустил,
Напал на одного из сарацин,
Щит и броню его разнес в куски,
Врага ссадил с коня и уложил.[54]
Ну а теперь стоит перейти к осаде замка. Для начала стоит отметить роль крепости в жизни рыцаря. Центром рыцарского владения – феода – являлся замок. Замок – жилище феодала, одновременно был его крепостью, его убежищем от внешних врагов, от соседей-феодалов, от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной властью феодала, позволяя ему господствовать над ближайшей округой, держать в подчинении все ее население и облагать пошлинами проезжающих купцов.[55] Особенности архитектуры замка были обусловлены стратегическим назначением: массивные стены, бастионы, башни и т.д. Декоративные элементы как правило отсутствовали. Замок IX-XII веков в целом соответствовал канонам романского стиля.
Значительные изменения в замковой архитектуре происходят в период и после Крестовых походов. Здесь, с одной стороны, сыграло роль знакомство европейского рыцарства с изысканностью и роскошью Востока, с другой – усовершенствования в области военной техники, также заимствованной с Востока.
Проявление этого явилось большее изящество и утонченность в оформлении замковых помещений, включение в планировку замка дворца с рыцарским залом для торжества и др. Замки этого времени строились уже в традициях готического стиля, распространившегося в Европе с XII-XIII веков. [56] Не напрасно герой Жесты – Гильом, хочет побывать в арабском городе Оранже:
Мечтает побывать в Оранже людном,
Где столько башен, стен, колонн могучих,
Украшенных резьбой по камню чудно,
и где его в дворец Глорьетский пустят[57]
В средние века Оранж хранил еще многие постройки римской эпохи, в том числе триумфальную арку и здание античного театра (сохранились до наших дней).[58] До сих пор ведутся споры о Глорьетском дворце, вернее что эта за постройка. Предполагают, что это перестроенные в средневековый дворец античные бани («термы») и амфитеатр. В источнике подробно дается описание внутреннего интерьера:
Хозяевами отведен их гость
В дворец Глорьетский, что эмир возвел.
Тибо дивится, сколь обширен он,
Сколь росписи великолепны в нем.
Со стен глядят на вас и лань, и лось,
И лошадь, и верблюд, и вепрь, и волк,
И своры гончих и легавых псов,
И множество пернатых всех пород –
Павлинов, лебедей, гусей, орлов.
На росписях и ад изображен:
Там, как чернила, все черным-черно,
Бурлят котлы с кипящею смолой.
А потолок на небеса похож:
Известкой с ладаном он побелен,
Раскрашен золотом и серебром.[59]
Из данного отрывка видно, что это замок принадлежит богатому человеку. Содержать такой замок было не каждому под силу. Помимо дворца, также упоминается дивный сад. На данный момент нет точного подтверждении в его существовании.
Там отыскал Орабль в саду тенистом.
Росли в нем купы лавров, вязов, пиний,
Журчал родник с водой хрустально-чистой
И было трав целебных изобилье.[60]
в эпосе упоминается еще один дворец:
В большом нарбонском мраморном дворце.[61]
Именно с него и стоит подробнее рассказать об осаде замка. Для защиты замок имел главную башню – донжон, как правило, в плане она была круглая или четырехугольная, а также толстые стены и глубокий ров. Для охраны всегда оставляли рыцарей. При осаде Тибо Нарбонна в замке осталось всего 100 рыцарей, сами горожане и три младших сына Эмери вместе с их матерью.
Он город взял в кольцо,
Свои полки на штурм повел его.
Неверные преодолели ров.[62]
Но помимо крепких стен и рва, у крепости есть свои защитники в лице горожан, которые всячески содействуют рыцарям – оружием, а также сыплют балки и камни на головы недругов.
Но христиане им дают отпор,
Со стен пускают стрелы в них дождем,
Шлют за копьем копье, за дротом дрот,
Их сталкивают с лестниц в ров, на дно.[63]
И еще:
А у ворот надежных и на стенах
Нет счету дюжим горожанам пешим.
При них секиры с топорищем крепким
Да круглые щиты с ушат размером.[64]
Но и у нападающих есть свои средства, так Тибо решает:
Созвал он также плотников умелых,
Им бревна приказал на доски резать
И три десятка камнеметов сделать –
Так чтоб пробить мог башню самый меньший.[65]
[1] Е.Ефимова, Д.Дельбрюк. Рыцарство. История военного искусства. М., Евролинц. 2003.
[2] Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство. Спб., 2004. С.5.
[3] М. Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола. Молодая гвардия; М.; 2001. С.3.
[4] Е. Д. Смирнова. Методы и подходы к исследованию повседневной жизни средневековья
[5] Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века.М., Молодая гвардия, 2006.
[6] Кленшан Пюи дю Ф. Рыцарство. Спб.,Евразия, 2004.
[7] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство . Кемерово. 1998.
[8] Волкова З.Н. Эпос Фпанции : история и язык французских эпических сказаний. М.1984.
[9] Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Спб. 1995.
[10] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.
[11] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.476.
[12] Там же.С.5-6.
[13] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.5.
[14] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.514.
[15] Волкова З.Н. Эпос Фпанции : история и язык французских эпических сказаний. М.1984. С. 316.
[16] Там же.С.317.
[17] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово. 1998. С. 46-47.
[18] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 17.
[19] Там же. С. 15.
[20] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 25.
[21] Там же. С. 33.
[22] Там же. С. 33
[23] Там же. С. 64