Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Историко-архивный институт
Факультет архивного дела
Кафедра Всеобщей истории
Савенкова Софья Вячеславовна
Повседневная жизнь рыцарства в XII веке
Курсовая работа по всеобщей истории
Студентки 2-го курса 3-й группы д/о
Научный руководитель
доц.
А.В. Шарова
Москва 2010
Оглавление
I. Введение II. Повседневная жизнь рыцарства XII века глава 1. Обычаи и традиции глава 2. Война глава 3. Мирное время III. Заключение IV. Список литературы | |
I. Введение.
РЫЦАРЬ (немецкое Ritter, первоначально – всадник ),
в средние века в Западной и Центральной Европе
тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря
считались обязательные такие моральные нормы,
как честь, смелость, верность долгу, благородство
по отношению к женщине.[1]
Данная работа посвящена анализу и изучению повседневной жизни рыцаря в XII веке. Рыцарство – один из самых интересных феноменов в эпоху западноевропейского Средневековья. С ним связаны самые яркие страницы средневековой истории: турниры, посвящение в рыцари, крестовые походы, куртуазное поведение и многое другое.[2] Происхождение рыцарства и время его возникновения – вопросы «темные», до сих пор вызывающие споры в исторической среде. Одни уводят возникновение рыцарства к Гомеру и древней Элладе, другие начинают с «Германии» Тацита, третьи берут за исходный пункт раннее Средневековье, указывая на «Эдды» и «Беовульфа». Отметим, что рыцарство как военное сословие неизменно тесно связано с ездой верхом; недаром в большинстве западноевропейских языков сам термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник», «кавалерист» (нем. Ritter, фр. chevalier, итал. cavaliere, ucn. caballero). Конная же служба впервые установилась на средневековом Западе при Каролингах, точнее при Карле Мартелле (начало VIII века), и именно за нее он стал раздавать земельные пожалования. Эти пожалования назывались «военными бенефициями» и позднее превратились в наследственные владения – лены или феоды, а их держатели, соответственно, – в феодалов (рыцарей). Так сложилось феодальное (рыцарское) сословие, ставшее господствующим классом общества. [3]
Прежде чем перейти к историографическому полю стоит сказать, что подразумевается под повседневностью в истории. Испытав воздействие школы «Анналов», повседневная история получила всестороннее научно-теоретическое обоснование главным образом в немецкоязычной историографии. Первоначально понятие «повседневность» (Alltag) использовалось только в социологии. Пик исследований по истории повседневности пришелся на 70–80-е гг., когда «La vie quotidienne», «Alltagsgeschichte», «Everyday Life», «Děiiny každodennosti» стали модными темами западного историописания. В Австрии, в г. Кремсе-на-Дунае на рубеже 60–70-х гг. в противовес университетской исторической науке, ориентированной на фактологическую и политическую историю, появился Институт изучения реалий повседневной жизни в средние века и раннее Новое время, ставший центром притяжения молодых ученых из Австрии, Германии, Венгрии, Польши, Югославии, по инициативе которых в 1982 г. было создано Международное общество истории материальной культуры и повседневности средневековья. В среде этих исследователей история повседневности рассматривалась, с одной стороны, как интегративный метод познания Человека, а с другой – как предмет Новой истории, где история быта, костюма; повседневность средневекового нобилитета, города, монастырской среды, деревни и т.д. исследовались с позиций исторической антропологии.
До 1994 г. повседневная жизнь средневекового человека не относилась к числу приоритетных тем советской и постсоветской медиевистики. История быта и материальная культура (жилище, пища, одежда и пр.) этносов долгие годы были темой изучения для этнографии. Только в 1994 г. в ИВИ РАН профессором Ю. Л. Бессмертным был создан Центр истории частной жизни и повседневности, при котором действует семинар «История повседневного: уникальное и стереотипное». Центр выпускает периодическое издание – альманах «Казус».
Понимая всю неисчерпаемость темы повседневной истории, следует подходить к ее исследованию с максимально широких позиций, используя не только традиционные письменные источники, но и все, что можно назвать этнокультурными источниками. Получившее наибольшее признание у медиевистов и специалистов по истории раннего Нового времени, изучение истории повседневности и материальной культуры стало сферой приложения исследовательских усилий специалистов практически всего круга исторических, социальных и гуманитарных дисциплин. Изучение истории повседневности – поле, где с наибольшей полнотой осуществляется творческий синтез дисциплин практически всего гуманитарного цикла, где переосмысляются, дополняя друг друга, данные археологии, лингвистики, литературоведения и фольклористики, экономической и социальной истории. А традиционные для исторического анализа методы сочетаются с постановками вопроса, свойственными этнологии, психологии и социальной антропологии. Другими словами, повседневный мир исследуется (и описывается) специалистами разных областей знания – историками, этнографами, культурологами, социологами, философами. И исследователь (часто в одном лице объединяющий историка, этнографа, культуролога и т. д.) делает акцент либо на материальной стороне обыденности, на «мире вещей», составляющих социальное пространство, питающих человека, образующих интерьер, на фоне которого развертывается жизнь, либо на ментальности, системе взглядов и переживаний, стереотипах сознания и поведения (коллективного и индивидуального).
Изучение повседневной истории включает три сферы: Первая - антропологические факты, относящиеся к человеку в силу того, что он – человек: рождение, болезни, смерть, детство, старость. Ко второй сфере относятся стратегии, необходимые для существования: питание, одежда, жилье, работа, досуг. К третьей – способы выживания в экстремальных ситуациях. [4]
В историографии теме рыцарства посвящено много монографий. В своей работе я использовала монографии следующих авторов: так Жан Флори в своей монографии «Повседневная жизнь рыцарей в средние века»[5] разбирает несколько проблем, такие как истоки рыцарства, его политическое и военное значение, а также самой идеологии. Много в своей работе он говорит о правилах ведения войны, ее методах, о рыцарском вооружение и рыцарских турнирах. Про бытовую часть жизни рыцаря пишет Филипп де Кленшан в своей монографии «рыцарство»[6], он много уделяет внимания жизни рыцаря до посвящения, его обучению, подробно разбирает посвящение в рыцари. Небольшую главу быту, нравам и военной организации рыцарства посвящают В.Г. Павленко и Р.В. Николаев в своей работе «Европейское рыцарство».[7] Больше теоретическим вопросам внимание уделяют Волкова З.Н[8] и П.М. Бицилли[9].
На мной взгляд тема рыцарства становится очень актуальна в наши дни, и все больше людей стали интересоваться историей, но самая излюбленная тема современного читателя - это повседневная жизнь. Цель моей работы - разобраться во всех аспектах жизни средневекового рыцаря. И в этом мне поможет сборник песен о Гильоме Оранжском, так называемая «Жеста Гильома»[10].
Сама «Жеста», т.е. большой цикл героико-эпических поэм, который в существующем ныне виде стал складываться с конца XI столетия и был посвящен персонажу – графу Гильому, так и его многочисленным родственникам – братьям, отцу, деду и т.д.[11] У него был реальный прототип – граф Гильом Тулузский (ум. ок. 812г. ), один из сподвижников Карла Великого. Предполагается, что действие поэм разворачивается а первой половине IX века, в последние годы царствования императора Карла и при его сыне Людовике Благочестивом. Однако не подлежит сомнению, что и более поздние исторические события – вплоть до начала XII столетия – как-то отразились в сюжетах поэм. К тому же в них немало и прямого поэтического вымысла, что характеризует эпическую традицию на определенных этапах эволюции.[12]
Среди памятников французского героического эпоса одними из древнейших и наиболее примечательными по своим художественным достоинствам являются поэмы, в центре которых стоит образ смелого и правдолюбивого рыцаря Гильома Оранжского. Ядром цикла является поэтическая биография самого Гильома. Песни, ему посвященные, - бесспорно древнейшие в цикле.[13]
Вообще «Песни о Гильоме» можно разделить на несколько сюжетных частей, блоков. Одна – это рассказ о первых шагах Гильома на ратном поприще, о его первом выезде на поиски приключений, и о первых успехах. Этому соответствует в цикле поэма – «Отрочество Гильома». Вторая часть – повествование о первых самостоятельных воинских свершениях героя, о подвигах рискованных и трудных, но неизменно приносящих ему удачу. Здесь Гильом полон надежд и сил. К этому периоду жизни Гильома можно отнести «Взятие Оранжа». Наконец, последний сюжетный узел – это рассказ о поздних годах жизни Гильома – его уходе в монастырь после смерти Гибор, о последнем подвиге и о смерти. Обо всем этом говорится в поэме «Монашество Гильома». Эти сюжетные узлы «жесты», каждый в отдельности, обладают несомненным единством. В то же время каждый из них достаточно обособлен по отношению к остальным. В самом деле, если в «Отрочестве» герой лишь вступает в возраст мужчины и воина (т.е. по средневековым понятиям ему не более 14-16 лет), то в «Монашестве» он уже довольно стар. [14] Для работы я выбрала одну из песен: «Отрочество Гильома».