Список иллюстраций.
1. Плач Ангелов. Миниатюра. Византия. XII в.
2. Пьета Рёттгена, Провинциальный музей Бонна, Германия. Начало XIV в.
3. Погребение. Миниатюра. XIII в.
4. Пьета. Миниатюра.Франция. XIII в.
5. Пьета. Германия. Первая половина XIV в.
6. Пьета. Мариявальд. Германия. Первая половина XIV в.
7. Пьета. Германия. Первая половина XIV в.
8. Пьета. Западный Кобург. Германия. Первая половина XIV в.
9. Пьета. Германия. Около 1400 г.
10. Пьета. Германия. Начало XV в.
11. Пьета. Германия. Первая половина XV в.
12. Пьета школы Тильмана Рименшнайдера. Германия. 1520 г.
13. Пьета. Франция. Начало XV в.
14. Бургундская Пьета. Франция. Начало XV в.
15. Авиньонская Пьета. Ангерран Картона. 1455 г.
16. Пьета. Франция. Около 1500 г.
17. Оплакивание Христа. Франция. Около 1500 г.
18. Пьета. Тимпан хорватской церкви. 1498 г.
[1] Интересный пример из византийской живописи конца XII в. представлен в статье Э. Панофского «Iimago Pietatis» (Panofsky E. «Imago Pietatis». Ein Beitrag zur Typengeschichte des “Schmerzensmanns” und “Maria Mediatrix”. — Festschrift fur Max J. Friedlander zum 60. Geburtstage. Leipzig, 1927, S. 261 — 308).
[2] Паскале Э. Смерть и воскресение в произведениях изобразительного искусства. М., 2008. С. 160.
[3] Мы уже обращались к проблеме «Пьеты» в средневековой пластике в работе «Художественные особенности композиции «Пьета» в чешской пластике последней четверти XIV — начала XV вв». Однако объектом предшествующего исследования был определённый тип развития композиции, а именно горизонтальный, который хронологически возник после вертикального типа. Как мы убедились, горизонтальный вариант оказался чешским изобретением.
[4] Томан Р. Готика. Кёльн. 2000. С. 360.
[5] В Германии мистические движения зародились в XIII в. и сразу приняли двоякую форму: ученой, спекулятивной мистики и визионерской, эмоциональной. Величайшим представителем первой был мастер Эккегарт. Его строгое учение давало мало пищи для фантазии художников. Зато визионеры обладали способностью чрезвычайно образно воспринимать мир, и это сближало их с людьми искусства. Сузо, наиболее лирическая натура среди учёных мистиков, окружал себя художественными изделиями, воплощавшими сцены и образы из Священного писания.
[6] Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. М., 1981. С. 225.
[7] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 8.
[8] Там же. С. 98.
[9] Либман М. Я. Немецкая скульптура 1350-1550 гг, С. 25.
[10] Там же. С. 20.
[11] Либман М. Я. Указ. соч. С. 27.
[12] Там же. С. 28.
[13] Там же. С 29.
[14] Вудроу Р. Культ Девы Марии. Бюллетень библейских верующих, № 10. Киев. 1999. С. 111.
[15] Поклонение Марии не только поощрялось здравствующей католической церковью, но ещё и было признано официальной доктриной на Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. н.э. Это был именно тот город, где поклонялись Артемиде, богине девства и материнства, с первобытных времен. Следующим доказательством того, что культ девы Марии произошёл от древнего культа матери-богини, могут служить титулы, которые приписываются ей. Марию часто называют «Мадонной». Согласно Хислопу это словосочетание является переводом одного из титулов, которым называли Вавилонскую богиню.
[16] Вудроу Р. Указ. соч. С. 123.
[17] Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. М., 1996. С. 168.
[18] Либман М. Я. Указ. соч. С. 29.
[19] Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. Указ. соч. С. 168.
[20] Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. М., 1964. С. 14.
[21] Либман М. Я. Указ. соч. С. 28.
[22] Сухов А. А. Феномен визионерства: культурно-исторические основания и модификации. Известия Уральского государственного университета. № 49. 2007. С. 278.
[23] Сухов А. А. Указ. соч. С. 280.
[24] Там же. С. 287.
[25] Либман М. Я. Указ. соч. С. 28.
[26] Синестези́я (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Синестезия)
[27] Сухов А. А. Указ. соч. С. 288.
[29] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург. 2005. С. 120.
[30] Хёйзинга И. Осень средневековья. М., 1995. С. 77.
[31] Ле Гофф Ж. Указ. соч. С. 144.
[32] Динцельбахер П. Мистика. Словарь средневековой культуры. М., 2003. С. 178.
[33] Либман М. Я. Указ. соч. С. 33.
[34] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. 1910. С. 30.
[35] Peltzer A. Deutsche Mystik und Deutsche Kunst,. Strassburg, 1899. P. 77.
[36] http\www.xrysostom.blogspot.com\2005\08\Pieta.html
[37] Иоанн – 19:25 - 27
[38] Лука – 2:35
[39] Forsyth W. Medieval statues of the Pieta in the Museum. Metropolitan Museum of Art Bulletin, New ser., v. 11, no. 7. 1953. P. 18.
[40] Цит. по: Forsyth W. Op. cit. P. 23.
[41] Swarzenski H. Quellem zum deutschen Andachtsbild. “Zeitschrift fur Kunstgeschichte”, IV, 1935, S. 141.
[42] Либман М. Я. Указ. соч. С. 43.
[43] Denny D. Notes of the Avignon Pieta. Speculum, Vol. 44, No. 2. 1969. P. 213.
[44] Ibid. P. 218.
[45] Либман М. Я. Указ. соч. С. 30.
[46] Либман М. Я. Указ. соч. С. 33.
[47] Forsyth W. Op. cit. P. 23.
[48] Forsyth W. Op. cit. P. 24.
[49] Denny D. Op. cit. P. 27.