Смекни!
smekni.com

Образ современной жизни в творчестве импрессионистов (стр. 3 из 3)

Мастерски рельефными выходят его образы из «пространства полусвета» - как назвали его устроители недавней выставки в Отделе личных коллекций ГМИИ, где были представлены монотипии Дега[18]. Возможно связать его мастерство с тем, что он добился синтеза «завораживающей произвольности»[19] с тщательным изучением и размышлением над образом, которое он считал главным в своем методе: «О вдохновении, непосредственности и темпераменте я не имею представления…»[20], - писал Дега. Такой тон был верно выбран в отношении к содержанию современной жизни. Следует отметить, что эту сторону его таланта признавали уже современники и, к примеру, сам Мане нередко вдохновлялся его композициями, что можно видеть на примере его полотна «В кафе», написанного вслед за картиной Дега.

Итак, импрессионисты положили начало интересу к современной действительности, создав целую галерею образов, связанных с современным городом и его развлечениями, его обитателями и обычаями, его ритмом, красками и прочими прелестями. Тонко улавливая, как писал Золя «жизнь в своих бесконечных выражениях, постоянно изменяющихся, постоянно новых», они разработали ее подробную иконографию, ввели в пространство живописи ряд новых, беспрецедентных сюжетов.

Неоимпрессионисты углубились в проблемы восприятия, в результате чего жизнь на их полотнах предстала в виде максимально уплощенного изображения, как результат едва ли не химического опыта, что превращала эти образы в схемы современности, куда она, надо отметить, вполне укладывалась. Так, обращаясь к «Воскресной прогулке в Гранд Жатт» Сёра, мы понимаем, что не только мазок становится изобразительной единицей на холсте, но и каждый из персонажей – это элемент данной живописной схемы, где ему отведена своя роль – все на своем месте, безликость доведена до предела, и прогулка предстает как знак своеобразного ритуала.

Впоследствии постимпрессионисты, отталкиваясь от достижений своих предшественников, трансформировали не только их манеру, но подход к сюжету. Ван Гога, например, не удовлетворяло отсутствие характеров, Гогена – использование цвета исключительно в декоративных целях. Обобщая ситуацию, можно сказать, что все стремились вернуть живописи содержательность – вероятно, в этом можно видеть исток и символистической традиции.

И если Дега еще деликатно подходил к темной стороне жизни – на уровне констатации факта, когда, например, изображал прачек и модисток не скрывая ту печать, которую на них накладывала специфика их ремесла, и практически с той же интонацией создавал образы, отражающие тему горечи и разочарования, которые ожидают человека, пустившегося на поиски наслаждений под влиянием большого города, то его последователь Тулуз-Лотрек усугубляет этот мотив, используя для этого экспрессивные возможности цвета и линии. К примеру, современный образ на его полотне «В ресторане Мье» - это одновременно и образ одиночества.

Таким образом, желание прибавить нечто свое к высказыванию о современности, дать некую содержательную характеристику, станет залогом дальнейшего развития европейской живописи.


Список литературы

1. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1995.

2. Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 2007.

3. Импрессионизм. Альбом. М., 2007.


[1]Цит.по.: Ревальд. История импрессионизма. М., 1996//CD-ROM.Импрессионизм. Постимпрессионизм. М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. С. 206-207.

[2]Timothy Clark. The Painting of Modern Life. Paris in the Art of Manet and His Followers. 1995.

[3] Лиманская Л.Ю. Теория искусства в контексте культурно-исторического опыта. М. 2004. С. 200

[4] Фридлендер Макс. Об искусстве и знаточестве. СПб., 2000. С.73

[5] Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.С. 26

[6] Вентури. От Мане до Лотрека. М., 1958. С. 9.

[7] Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1995. С.141

[8] Цит. по.: Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1995. С. 17

[9] К примеру, полотно Кайботта «Мужчина на балконе» 1880 года, или картина Дега «Посещение музея» 1885 года.

[10] Вентури. От Мане до Лотрека. М., 1958. С. 9.

[11] Цит. по.: Ревальд. История импрессионизма. М., 1996//CD-ROM.Импрессионизм. Постимпрессионизм. М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. С. 238

[12] Цит. по.: Ревальд. История импрессионизма. М., 1996//CD-ROM.Импрессионизм. Постимпрессионизм. М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. С. 557.

[13] Цит. по.: Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.С. 291

[14] Например, «Обнаженная на солнце» 1875 года.

[15] Цит. по.: Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.С. 85.

[16] Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.С. 15.

[17] Например, его «Жокеи» 1877 года.

[18] В связи с этой темой можно упомянуть его полотно «В кафе Амбассадор» 1885 года.

[19] Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.С. 288.

[20] Цит. по.: Ревальд. История импрессионизма. М., 1996//CD-ROM.Импрессионизм. Постимпрессионизм. М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. С. 237.