«Андрей Рублёв» — историческая кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». Первоначально картине предполагалось дать название «Страсти по Андрею»
В ролях
· Анатолий Солоницын — Андрей Рублёв
· Иван Лапиков — Кирилл
· Николай Гринько — Даниил Чёрный
· Николай Сергеев — Феофан Грек
· Ирма Рауш — дурочка
· Николай Бурляев — Бориска Моторин
· Юрий Назаров — Великий князь, Малый князь
· Юрий Никулин — монах Патрикей
· Ролан Быков — скоморох
· Михаил Кононов — Фома
· Николай Граббе — сотник Степан
· Степан Крылов — начальник колокольных литейщиков
· Анатолий Обухов — Алексей
· Дмитрий Орловский — старый мастер
· Николай Глазков — Ефим
· Игорь Донской — Христос
· Николай Кутузов — старший игумен
· Вячеслав Царёв — Андрейка
· Нелли Снегина — Марфа
· Болот Бейшеналиев — татарский хан
· Ирина Мирошниченко — Мария Магдалина
· Владимир Васильев — монах
· Тамара Огородникова — мать Иисуса
· Николай Аверюшкин
· Зинаида Воркуль
· Александр Титов
· Асанбек Умуралиев
· Володя Гуськов
· Георгий Сочевко
Съёмочная группа
· Идея: Василий Ливанов
· Авторы сценария: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский
· Режиссёр: Андрей Тарковский
· Оператор-постановщик: Вадим Юсов
· Художник-постановщик: Евгений Черняев; Ипполит Новодерёжкин, Сергей Воронков
· Композитор: Вячеслав Овчинников
· Звукорежиссёр: Инна Зеленцова
· Монтаж: Людмила Фейгинова, Татьяна Егорычева, Ольга Шевкуненко
· Директор картины : Тамара Огородникова
· Консультанты:
o Владимир Пашуто
o Савелий Ямщиков — по материальной культуре
o Мария Мерцалова — по историческому костюму
Награды
· Приз ФИПРЕССИ МКФ в Канне-69 (фильм демонстрировался вне конкурса)
· Премия французской критики «Приз Леона Муссинака» / «Prix Léon Moussinac» (1970) — лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969 году
· «Хрустальная звезда» / «Étoile de Cristal» — премия Французской киноакадемии актрисе Ирме Рауш (Тарковской) — номинация «Лучшая зарубежная актриса», 1970.
· Почетный диплом МКФ в Белграде-73
· Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло-73
· По итогам опроса киноведов мира в 1978 году включен в число ста лучших фильмов
Технические данные
· Производство: Мосфильм
· Художественный фильм, черно-белый, последняя часть цветная 86 + 99 мин.
· Первый показ в кинотеатре:
o декабрь 1966, Москва (ограниченный показ)
o май 1969, Каннский кинофестиваль
o 24 декабря 1971, Москва, — 277 копий
· Сборы: 2.98+2.98 млн зрителей.
Фильм рассказывает о жизни русского иконописца Андрея Рублёва. Повествование, разделённое на 8 новелл-эпизодов с 1400 по 1423 год, рассказывает о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха Рублёва.
Кинолента «Андрей Рублёв» рассказывает нам о судьбе Художника, который ищет свой путь и пытается понять своё истинное предназначение.
Ничего удивительного в этом фильме я не обнаружила, он оправдал мои ожидания-в меру неинтересно и затянуто. Единственно что меня порадовало-Ролан Быков в роли скомороха, удивительно талантливый актёр.
Сцены с животными меня тоже удивили, но в плохом смысле этого слова. (Например сцена, где татары стравливают собак, или лошадь, падающая с колокольни).Утверждается, что на съемках было множество случаев жестокого обращения с животными. Так, по некоторым данным, в одной из вырезанных сцен была заживо сожжена корова, в другой — зарезана лошадь. В газете «Вечерняя Москва» от 24 декабря 1966 года была опубликована статья, где обсуждался случай с коровой и критиковалась жестокость кинематографистов, хотя ни имя Тарковского, ни название фильма в ней напрямую не упоминалось. В ответ Тарковский назвал статью в «Вечерней Москве» «инсинуацией», «чудовищной по своей несправедливой тенденциозности», расценив её публикацию как «травлю», и отметил, что лошадь была взята со скотобойни и все равно вскоре была бы умерщвлена, а корова была накрыта тканью из асбеста и не пострадала. То же самое утверждает и директор картины Тамара Огородникова — по её словам, корова была накрыта асбестом и не горела, «я присутствовала на съемке, и все это было при мне». Однако Алиса Аксёнова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на территории которого происходили съемки фильма, отметила, что не надо «лукавить» и заявила, что корова действительно была сожжена заживо. Референт Брежнева Евгений Самотейкин в разговоре со Станиславом Куняевым на вопрос «Была ли сожжена корова?» ответил, что «конечно, была». По его словам, он сам занимался историей с коровой, «жалобы получал, гасил недовольство, усилия прилагал, чтобы в газеты история не попала». Самотейкин также рассказывал, что у Тарковского были кадры, где лошадей сбрасывали с колокольни и лошади, падая, ломали ноги.
Информация о сожжении живой коровы вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Так, Кира Муратова заявила, что когда-то ей нравились фильмы Тарковского, но после этого эпизода Тарковский перестал для неё существовать. Режиссёр Юрий Мамин назвал сожжение коровы «крайней жестокостью» и сравнил Тарковского с Раскольниковым, который «считал, что некоторым людям позволено перейти закон». Поэт Станислав Куняев посвятил убийству коровы стихотворение «Владимирское шоссе». Однако по мнению актёра Николая Бурляева жестокость Тарковского по отношению к животным была оправданной, она «диктовалась художественными задачами», так как «нужно показать жестокость, чтобы подвести зрителя к осознанию ее бессмысленности»
По моему мнению, ничто не может оправдать жестокости к животным, и это одна из причин, почему фильм мне не понравился.
Никаких особенных нравственных и художественных задач режиссёра я тоже не обнаружила, но это моё сугубо личное мнение. Хотя быть может автор хотел показать связь между распятием Христа и самопожертвованием мастера, но сюжет этот уже применялся, и признаться, применялся удачнее, например, в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова. Однако момент, где ноги Христа Магдалина обнимает и рыдает,очень сильный. Сразу вспоминается А.А. Ахматова:
«Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел...»
Не очень мне понравился главный герой, Андрей Рублёв. Слабый, мятущийся человек, который не может понять, к какому же миру он принадлежит. Очень хорошо это показывает момент, где он попал на языческую оргию. Ему и противно, и интересно одновременно. Если бы не случайность, думаю, он бы нарушил свой монашеский обет, причём осознанно. Или например, когда он убил человека, пусть и из благих побуждений, он мучился, и даже наложил на себя эпитьмью, но особенного раскаяния он не испытывает.
Замечательная сцена в новелле «Колокол»-когда паренёк Бориска, рыдая, признался Андрею, что никакого секрета отец ему не оставил, и по сути, он обманул всех, что бы не пропасть с голода. Страшно подумать, что бы сделал князь, если бы призошла какая-либо оплошка с литьём колокола.
Раскачали язык, ударили в колокол. Могучий голос несётся над землёй, люди ликуют, это поистине народный праздник, награда за тяжёлый труд, немного света в беспросветном и тёмном существовании. Андрей, успокаивая мальчика и слушая такой полный звук колокола, снимает с себя обет молчания, он понял, что пришло его время, он нашёл себя.
«Пойдём по Руси вместе...Ты колокола лить, я иконы писать... Красота какая для людей...»
Закончились его терзания и смятения, он понял, что должен нести людям радость, это и Божий дар, и его крест одновременно.
Как сказано в Библии: «Не зарывай в землю таланта своего, ибо это грех»
Фильм показывает нам одну из самых непростых проблем- тема художника и общества, которая актуальна в любую эпоху, так же как и вечный поиск себя и своего предназначения. Сомнения, тревоги и разочарования присущи всем чувствующим людям, неважно, какого они сословия, занятия или времени.
Иркутский государственный технический университет
Рецензия на кинофильм «Андрей Рублёв»
реж. А.Тарковский, 1966г.
Иркутск
2010