Детство и годы обучения
Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года на юге Испании, в Малаге. Согласно Испанской традиции его назвали последними именами своих родителей: отца Руис и матери - Пикассо. При крещении он получил свое полное имя Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Марти́р Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.
Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца — учителя рисования Хосе Руиса, и вскоре владел им в совершенстве. В 8 лет он пишет свою первую серьёзную картину маслом, Пикадора, с которой он не расставался в течение всей жизни.
В 1891 году дон Хосе получает должность профессора рисунка в Ла-Корунье и Пикассо вместе с семьей переезжает на север Испании. Здесь он учится в местной школе искусств (1894—1895).
Потом семья переезжает в Барселону и в 1895 году Пикассо поступает в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать и в принципе он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Но по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдает все экзамены и поступает в Ла-Лонху. Сначала он подписывается своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбирает фамилию матери Picasso.
В начале октября 1897 он уезжает в Мадрид, где поступает в Королевскую Академию изобразительных искусств Сан-Фернандо.
Пикассо возвращается в Барселону в июне 1898, там он входит в общество «Els Quatre Gats» — богемное кафе с круглыми столами на художественные темы. В этом кафе пройдет его первая выставка. В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Carlos Casagemas и Jaime Sabartès.
В 1900 Пикассо со своим другом Casagemas уезжает в Париж. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время сопряжена со многими трудностями, а самоубийство его друга Casagemas глубоко подействовало на молодого Пикассо. При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубой период». Стиль этот Пикассо разрабатывает по возвращении в Барселону, в 1903—1904 г. В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903). В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие комедианты, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробатов с обезьяной», 1905).
«Голубой» период
На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый «голубой период»: в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Свидание», 1902, обе в Эрмитаже; «Старый нищий старик с мальчиком», 1903, Музей изобразительных искусств, Москва)
«Голубой период»
Начало «голубого» периода , продолжавшегося немногим более трех лет, принято
относить приблизительно к середине 1901года, окончание – к концу 1904 года.
Многое из того, что составляет содержание «голубого» периода, восходит еще к
пребыванию художника в Мадриде. Так, уже тогда на палитре начали появляться
холодные оттенки, среди которых выделялись не только зеленые, но и голубые.
Например «Женщина в голубом», 1901
В то время Пикассо в основном писал и рисовал дам света в огромных шляпах и
тяжелых платьях. Они совсем не похожи на те бескровные лица, которые
впоследствии, благодаря бесчисленным репродукциям станут очень популярны.
В 1900 году Пикассо знакомится с графикой Теофиля Стейнлена.Его
заинтересовывает цветовая агрессивность северных художников, но именно в это
время он значительно огранчил свой собственный цветовой материал. Все у
него происходило быстро, иногда даже одновременно. Живописные работы, пастели
или рисунки постоянно изменялись в стиле, в выражении. Тема и характер
работ, которые разделяют несколько недель, а иногда и дней, могут быть в
корне различными. Пикассо обладал великолепной зрительной памятью и
восприимчивостью. Он скорее мастер оттенка, чем цвета. Живопись для художника
покоится прежде всего на графическом основании.
В Мадриде с февраль 1901 года Пикассо впервые принялся серьезно изучать новое
искусство, которое тогда начинало свое победное шествие почти по всей Европе.
Несколько месяцев, проведенные в Мадриде, оказались решающими для будущего
развития его жизни. Этот момент отмечен даже чисто внешней переменой: раньше
свои рисунки он подписывал П. Руис Пикассо , теперь же на его работах можно
увидеть лишь имя его матери.
В этот период Пикассо плодотворно работает. Организуются его выставки в
Барселоне. 24 июня 1901 года организуется первая выставка в Париже, где он
теперь жил. Здесь набирает силу новый стиль, прервавший тенденцию к
ограничению цвета холодными тонами .Париж толкал Пикассо к сильному оживлению
палитры. Все чаще появлялись картины с букетами цветов и обнаженными
натурщицами. Если в Мадриде художник в основном работал в голубом цвете, то
сейчас рядом с голубым и зеленым цветом ложились чистые, часто контрастные
краски. Новый стиль пробивался на поверхность. Широкие цветовые поверхности
художник иногда обводил голубым, фиолетовым л зеленым. Эта манера носила
название «периода оконных стекол».
В начале 1903 года Пикассо возвращается в Барселону и принимается за пейзажи,
почт все они выдержаны в голубом цвете. Пейзажная живопись всегда была у
художника в некотором пренебрежении. Пикассо недостаточно романтическая
натура, чтобы видеть в природе источник неиссякаемого вдохновения. По
настоящему его интересует только человек и то, что человека непосредственно
окружает или касается.
Эмоциональная основа теперь уже не уныние и отчаяние, а скорее что-то похожее
на равнодушие, часто готовое обернуться подлинной радостью жизни.
Голубой цвет смягчается теперь соседством с охрами и нежно-лиловыми
красками, обьединенными общим розовым тоном. Голубой период вступил в новую,
переходную фазу, время странствующих людей театра и цирка.
Пабло Пикассо
Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в старой, состоятельной буржуазной
семье (отец его был профессором, преподавателем художественной школы и
некоторое время хранителем музея). Мать очень любила его и называла Ангелом.
Отец ничего ему не запрещал. Даже самые дальние родственники очень рано стали
видеть в нем маленького гения.
Хотя сам он произошел из буржуазной среды, и буржуазными были его привычки
образ мыслей, живопись его не была буржуазной.
В 1896 году отец Пикассо снял для своего сына Пабла Пикассо Руиса мастерскую
на Калле де ла Плата, где он мог теперь работать без принуждения и присмотра
и делать все, что ему нравилось. На следующий год родители отправили его в
Мадрид.
Художником, во многом определившим характер западно-европейского и
американского искусства ХХ века стал Пабло Пикассо- испанец, основную часть
жизни проживший во Франции.
Уже в 1900 году Пикассо заявил о себе как зрелый мастер, близко принимавший к
сердцу судьбы простых людей. Герои его картин «голубого» и «розового»
периодов – простые женщины, акробаты, странствующие актеры цирка, нищие.
Даже произведения, посвященные теме материнства, проникнуты не счастьем и
радостью, а тревогой и заботой матери о судьбе ребенка.
Голубой период.
Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой
художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в
Барселону с завершенными и начатыми полотнами , написанными в совершенно
иной манере ,чем та , в которой он работал до сих пор. Печаль - вот что
рождает искусство, убеждает он теперь своих друзей. В его картинах
возникает голубой мир безмолвного одиночества , отверженных обществом людей
– больных, нищих, калек, стариков.
Пикассо уже в эти годы был склонен к парадоксам и неожиданностям. 1900-
1901 года обычно называют "лотреновскими" и "стейленовскими" в творчестве
художника, указывая тем самым на прямую связь с искусством его парижских
современников. Но после поездки в Париж он окончательно порывает со своими
увлечениями. "Голубой период" по мироощущению, проблематике, пластике
связан уже с испанской художественной традицией.
Ситуацию помогают понять 2 полотна – «Любительница абсента» и
«Свидание». (см. приложение 1) Они стоят на самом пороге «голубого
периода», предваряя многие его тематические аспекты и вместе с тем завершая
целую полосу исканий Пикассо, его движения к собственной истине.
Можно с уверенностью сказать, что в 15 лет Пикассо уже прекрасно владел
художественным мастерством в академическом смысле этого слова. А затем его