Смекни!
smekni.com

Открытая валютная позиция банка, ее сущность, необходимость и действия НБУ по ее определению и использованию (стр. 1 из 3)

Введение

В работе рассмотрена необходимость расчета банками своей общей открытой валютной позиции, установление ее ограничений, определены существующие проблемы с концепцией НБУ относительно методики расчета общей валютной позиции банка.

Каждый уполномоченный банк Украины в процессе своей деятельности ежедневно выполняет целый ряд валютных операций в каких-либо валютах и банковских металлах, которые создают ему обязательства и требования к его клиентам и корреспондентам в соответствующих валютах, что формирует его валютную позицию. Например, если уполномоченный банк приобрел в течение дня у своего банка-корреспондента в Лондоне 10000 фунтов стерлингов за доллары США по курсу 2 доллара за 1 фунт стерлингов, то обязательства уполномоченного банка перед Лондонским банком составляют 20000 дол., а требования – 10000 фунтов стерлингов. Соответственно, если в течение этого дня больше не было других операций с валютой, то банк в конце этого рабочего дня имеет две открытые индивидуальные валютные позиции по двум валютам: длинную валютную позицию по фунтам стерлингов в сумме +10000 фунтов стерлингов (поскольку требования банка по фунтам стерлингов превышают его обязательства в этой валюте, что в мировой практике определяется знаком «+») и короткую валютную позицию по долларам в сумме -20000 долларов (поскольку обязательства банка по долларам превышают его требования по этой валюте, что, соответственно, определяется знаком» –»).

Понятно, что по всем операциям, которые проводит банк в течение рабочего дня в разных валютах и банковских металлах, у него возникают длинные и короткие индивидуальные открытые валютные позиции по соответствующим валютам и металлам. Однако для определения в конце рабочего дня своей общей открытой валютной позиции по всем валютам и банковским металлам банку необходимо, прежде всего, привести все индивидуальные открытые валютные позиции по всем валютам и банковским металлам к одному знаменателю, то есть выразить их в одном, например гривневом, эквиваленте. И только после этого банк имеет возможность определить величину созданной им за рабочий день общей открытой валютной позиции (в гривневом эквиваленте) и свой общий риск по проведенным за день валютным операциям. Причем наличие определяющего знака длинной (+) и короткой (–) общей валютной позиции свидетельствует о том, что она всегда определяется с учетом знака и всегда отражает общее превышение длинных валютных позиций перед короткими (или наоборот), и именно поэтому устанавливает общее место банка (кредитора или должника) на валютном рынке. Например, если 10000 фунтов стерлингов по курсу НБУ на 1 января 2010 г. составляют 126647,05 грн., а 20000 долларов -159700,0 грн., то общая открытая валютная позиция банка в гривневом эквиваленте (как разница между длинной и короткой индивидуальными валютными позициями) составляет минус 33052,95 грн., то есть короткая.


Открытая валютная позиция банка, ее сущность, необходимость и действия НБУ по ее определению и использованию

Согласно Закону Украины «О НБУ», валютная позиция уполномоченного банка – это «соотношение требований и обязательств банка в иностранной валюте. При их равенстве позиция считается закрытой, при неравенстве – открытой. Открытая позиция является короткой в случае, если объем обязательств по проданной валюте превышает объем требований, и длинной, когда объем требований по купленной валюте превышает объем обязательств». Мировая практика исходит из того, что общая открытая валютная позиция банка является итогом всех индивидуальных (длинных и коротких) открытых валютных позиций по всем операциям банка в иностранных валютах и банковских металлах на конец рабочего дня с учетом знака и поэтому всегда имеет соответствующий итоговый знак – «плюс» или «минус». Правильная оценка величины и знака общей открытой валютной позиции банка позволяет ему принимать адекватные решения по управлению своими рисками, созданными общей открытой валютной позицией, и насколько можно уменьшать их. Именно из этого и вытекает необходимость банка ежедневно определять в конце рабочего дня размер и знак своей общей открытой валютной позиции.

Однако НБУ в течение более десяти лет никак не мог (и еще до сих пор не может) определиться с сущностью общей открытой валютной позиции банка и необходимостью оценивать размер и знак именно общей открытой валютной позиции, которая появилась в банке в конце рабочего дня. Но, не имея твердой концепции относительно теоретической сущности и необходимости определения для банков этой общей открытой валютной позиции, НБУ, соответственно, ошибочно относится (и относился) к методике ее расчета. Именно поэтому, согласно методике НБУ, банки определяли не величину общей открытой валютной позиции банка как алгебраическую сумму всех индивидуальных открытых позиций банка по всем иностранным валютам и банковским металлам, а общий объем валютных операций,выполненных банком за рабочий день по всем валютам и всем банковским металлам (без учета знака), что коренным образом отличается друг от друга. Например, еще в 1996 г. НБУ впервые определил сущность валютной позиции как»… соотношение (разницу)между суммой активов и внебалансовых требований в определенной валюте и суммой балансовых и внебалансовых обязательств в этой же валюте», а общей открытой валютной позиции – как такую, у которой»… сумма активов и внебалансовых требований в определенной иностранной валюте не совпадаетс суммой балансовых и внебалансовых обязательств в этой же валюте», из чего вытекает, что и общая открытая валютная позиция банка определяется как разница между соответствующими требованиями и обязательствами и поэтому должна иметь знак.

Вместе с тем еще с 1996 г. (и до марта 2009 г.) НБУ считал, что «общая величина открытой валютной позиции (Вп) в целом по уполномоченному банку определяется как сумма абсолютных величин всех длинных и всех коротких открытых валютных позиций в гривневом эквиваленте (без учета знака)по всем иностранным валютам». Причем все эти годы НБУ просто пренебрегал тем, что общая открытая валютная позиция банка всегда должна иметь соответствующий знак («плюс» или «минус»).

В России сумма всех длинных и всех коротких валютных позиций в иностранных валютах и банковских металлах вычисляется с учетом знака. Что касается общей, то есть суммарной или совокупной (как это определено Инструкцией ЦБ РФ) величины валютной позиции, то она рассчитывается с учетом балансирующей позиции в рублях. К тому же, эта балансирующая позиция в рублях равна по своему абсолютному размеру общей валютной позиции банка во всех иностранных валютах и банковских металлах с учетом знака (в терминологии НБУ), но… имеет противоположный знак. Понятно, что по такой методике совокупная (суммарная) величина всех длинных и всех коротких валютных позиций во всех иностранных валютах, банковских металлах и рублях (!) в банках России не имеет знака, что уравновешивается именно балансирующей позицией банка в национальной валюте, тем самым создавая банку закрытую валютную позицию в рублевом эквиваленте. Однако методикой НБУ в расчет общей открытой валютной позиции банка никогда не включалась балансирующая позиция банка в национальной валюте, которая равна по абсолютному размеру общей открытой валютной позиции, но противоположна по знаку. Поэтому по методике НБУ расчет общей открытой валютной позиции банка как суммы абсолютных значений (без учета знака) всех длинных и всех коротких валютных позиций лишь по всем иностранным валютам и банковским металлам, но без балансирующей позиции банка в национальной валюте (гривне) никак не отражала ни открытую общую валютную позицию банка, ни его закрытую валютную позицию, в связи с чем в августе 2009 г. НБУ, в конце концов, отменил во всех своих действующих постановлениях и письмах все то, что хоть как-то касалось общей открытой валютной позиции банков: ее сущности, методики расчета, нормативов и даже лимита Л13, который еще был в новых постановлениях НБУ до сентября 2009 г.

Заслуживает внимания и то, что НБУ в начале 2009 г. наконец ввел обещанные «Методические рекомендации к Положению о порядке установления НБУ лимитов открытой валютной позиции в наличной и безналичной формахи контроль за их соблюдением коммерческими банками» которые к существующим ошибкам установленных лимитов открытой валютной позиции добавили еще и новые. Речь идет о том, что НБУ определил введенные лимиты открытой валютной позиции банка как такие, которые существуют в наличной и безналичной формах, то есть следует понимать, что это разные лимиты, отражающие ограничения открытых валютных позиций банка отдельно в наличной и отдельно – в безналичной формах. Такое определение лимитов Л13–1 и Л13–2 (которые еще сегодня остались в практической деятельности банков после всех отмен) длинной и короткой валютных позиций банка по всем иностранным валютам и банковским металлам (которые, к тому же, НБУ называет общими и еще и открытыми) ошибочно, поскольку общая открытая валютная позиция банка, а следовательно, и ее лимит определяются с учетом всех индивидуальных (длинных и коротких) валютных позиций банка как в наличной, так и в безналичной формах в гривневом эквиваленте.

Отменив общую открытую валютную позицию и ее лимит (Л 13) и, соответственно, необходимость определения банками своей общей открытой валютной позиции по всем валютам и банковским металлам, НБУ подменил необходимость расчета общей открытой валютной позиции банка расчетом общих длинной и короткой валютных позиций, что далеко не одно и то же. Такая подмена никак не решает проблемы НБУ – невозможность связать в единое целое теоретическую сущность общей открытой валютной позиции банка с методикой ее расчета.

Отменив лимит Л13, НБУ этим отменил и необходимость банков соблюдать данный лимит. Однако, несмотря на это, все уполномоченные банки так или иначе рассчитывают свою настоящую общую открытую валютную позицию по всем иностранным валютам и банковским металлам (и будут продолжать это делать) для оценивания своего настоящего общего валютного риска. Вместе с тем полученные банками данные о размере настоящей общей открытой валютной позиции по всем иностранным валютам и банковским металлам рассчитаны только для внутрибанковского применения и остаются вне контроля НБУ. Все это обязательно приведет (и приводит) уполномоченные банки к кризисным явлениям и поэтому представляет собой негативный момент в регулировании НБУ валютной деятельности банков.