Федеральное агентство по образованию
Новгородский филиал
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики
и финансов»
заочное отделение
Контрольная работа
По курсу: Культурология
На тему: «Язык культуры: миф, символ, знак».
Работу выполнила
Студентка гр. З.07.6ф.
Кононова
Виктория Сергеевна
Проверила: Тульских
Елена Евгеньевна
Великий Новгород
2007
Содержание:
I. Введение.
II. Понятие культуры.
III. Язык культуры.
3.1 Миф.
3.2 Знак.
3.3 Символ.
IV. Заключение.
V. Список литературы.
I. Введение:
Культура. Слово это знакомо, его вы слышим и дома, и по радио и телевидению. Оно относится ко многому из того, что нас окружает, и поэтому многозначно.
Главное в культуре – человек. Человек и культура неразрывны подобно растению и почве, на котором оно произрастает.
Культура – это сумма результатов творческой деятельности людей. В русском языке есть замечательное слово «сокровищница». Оно означает сосредоточение особенно ценного. Культура – это сокровищница результатов труда человечества, наиболее ценных, опробованных веками отношений людей к природе, к самим себе, к другим людям.
Общепринятое деление культуры на три ветви материальную, духовную и физическую. И каждая из этих имеет свой язык, т.е. язык культуры.
Язык культуры в широком смысле этого слова понятия мы называем те средства, знаки, символы и даже миф, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы, и другие подобного рода смысловые конструкции».
II. Понятие культуры:
Само слово культура зародилось в Древнем Риме. «Как известно слово “культура” имеет в качестве исходного латинское “cultura”, что означало “обрадовать” (землю), и “совершенствовать”, и “почитать”. В позднейшем употреблении слова “культура” сохранились эти оттенки, но любопытно, что первоначально “культура” означала изменение природы в интересах человека, точнее – возделывание земли. И параллельно возникает метафора, употребляемая Цицероном, - “культура (совершенствование) души”, “духовная культура”», - пишет А.А. Брудный.
В наше время «культура» - очень емкое слово. В самом общем смысле это понятие включает и все достижения человеческого общества в различных областях жизни, и высокий уровень развития какой-либо отдельной отрасли деятельности, и просвещенность, образованность, начитанность, и наличие условий жизни, соответствующих потребностям посвященного человека, даже разведение, культивирование какого-либо растения.
Другими словами, культура неотделима от процесса выбора чего-то наиболее удачного в какой-либо области, ухода за ним, возделывания его, доведения до высокого уровня качества в стремлении к совершенству. Этот процесс предполагает осознанность и целенаправленность всех соответствующих действий, выработку и хранение приемов и способов – правил эффективной деятельности.
В современных исследованиях по культуре «постепенно формируется обоснованное представление о культуре как об определенной форме человеческих отношений, опредмеченной ценностно» (А.А. Брудный). Или: «Культура есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей различных культур, каждых из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей… и в этом общении культур происходит общение индивидов» (В.С. Библер).
Это значит, что культура представляет собой процесс особого общения людей, факты культуры (в которых научные открытия, предметы быта, произведения искусства и т.д. признаны как ценности) – результат этой деятельности и средство для возникновения процесса интерпретации и понимания этого факта и начала нового ответного процесса создания своей «реплики» в этом нескончаемом процессе.
Важнейшими характеристиками культуры являются:
1. знаковость всех составляющих ее элементов;
2. диалоговость процесса и нацеленность на диалог ее продуктов;
3. существование множества культур и видов культур, которые вступают в диалог;
4. непрерывность ее как процесса;
5. разветвленные критерии оценки фактов культуры;
6. механизмы охраны фактов культуры и т.д.
Все эти свойства культуры, в свою очередь, тесно взаимосвязаны. Их взаимозависимость пунктирно можно наметить следующим образом.
Культура в таком понимании – «это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность. Если обратить внимание на сущностную сторону феноменов культуры: связь между ними – это связь между их значениями. Суть феноменов культуры состоит в том, что они имеют значение для людей; а то, что имеет для людей значение, постепенно обращается в знак», - так пояснил А.А. Брудный это свойство культуры.
Любой знак, в свою очередь, нацелен на понимание, поэтому он нуждается в ином, отличном от себя, субъекте, который «раскодирует» смысл этого знака в процессе его понимания. Таким образом проявляет свою сущность диалоговость культуры.
Культура мыслится лишь как участок, замкнутая область на фоне не-культуры. Таким образом, одним из важнейших понятий культуры является понятие границы. В отношении культуры граница очень условно отделяет культуру одной нации от другой или культуры разных периодов, разных поколений или личностей. Важно, что при этом целью ограничения является сохранение индивидуальности и неповторимости каждого. Функция любой границы сводится к ограничению проникновения тех или иных инородных явлений внутрь этой системы или к обоснованному их отбору, а также к переработке внешнего во внутреннее. Эти процессы невозможны без своеобразного водораздела. Который подразумевает, что по другою сторону находится не-свое. При этом «свое» предполагает единство и упорядоченность, т.е. наличие структуры.
Следовательно, условием существования и целостности, и структурного единства является их отсутствие за пределами этой системы.
Основным инструментом культуры является диалог, в результате которого должно рождаться понимание. Соответственно, понимание как процесс, как его результат и как стремление к нему составляет условие существования культуры, понимание присоединяет человека к культуре и находит в ней свою опору.
Вследствие подобного рода механизмов культура всегда связана не только с материальным миром, сколько с духовным. И имеет не только коммуникационную, но и символическую, знаковую природу.
Значит, смысл отграничения культуры от не-культуры в том, что любой факт культуры. Даже физической или материальной, наполнен смыслом, наполнен элементом духовности, теми ассоциациями, теми событиями, с которыми он связан и знаком, который он является.
Обязательной принадлежностью культуры является структурирование. Структурирование – это способ придания дополнительных смыслов за счет актуализации привычных логических связей и ассоциаций. И действительно, история цивилизации показывает, что развитие культуры шло во многом за счет выработки систем кодирования и структурирования смыслов.
Таким образом, всякая культура многослойна и многообразна и при этом она в обязательном порядке предполагает организованность и упорядоченность всех входящих в нее объектов, т.е. структурирование, которое приводит к возрастанию информации за счет наращивания смыслов. Это позволяет культуре накапливать богатый разнородный потенциал и постоянно развиваться.
Культура имеет три формы: физическую, материальную и духовную. Всякий факт культуры соединяет в себе их все. Что именно подразумевается под формой культуры, в словаре терминов Ю.В. Рождественский описал следующим образом:
«Физическая культура – подготовка человека к любому виду деятельности, состоящая в развитии двигательно-координационных способностей, задатков умственной деятельности, этических и эстетических представлений, а также способности к самонаблюдению, самосохранению, продолжению рода.
Материальная культура – система материальных объектов, формирующих искусственную (техническую) среду обитания человека, отобранных на вечное хранение и призванных служить людям в качестве образцов технического творчества.
Духовная культура – собрание фактов духовной общественной жизни, характеризующих моральное, эмоциональное, умственное развитие человечества, развитие стилей и стилевых запросов людей, их систематизация и распространение через все виды образования и просвещения, произведения искусств, ремесел, литературных памятников и т.д. Содержанием духовной культуры является мораль и нравственность, образцы учености и мудрости, достижения научных и технических, правовых и медицинских, экономических и социологических теорий, произведения художественного творчества, завоевание государственной и военной, философской и религиозной мысли».
Таким образом, даже физическая культура, не говоря о материальной и духовной ее формах, предполагает духовное и интеллектуальное начало, самоанализ и самосовершенствование и т.д.
Поэтому культура всегда связана с деятельностью – будь то физическая, материальная или духовная культура. Культура – это и процесс деятельности, и ее итог – некий продукт, который возникает в результате этой деятельности. Но, в отличие от не-культуры, деятельность эта всегда осознанная и целенаправленная. Кроме того, сочетание в каждом факте культуры всех трех ее форм предполагает этические и эстетические составляющие как неотъемлемые в каждом из них.
В этом плане важно, что культура задает планку, создает в каждой области некий идеал (по В.И. Далю, идеал – это «мысленный» образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз; представитель; образец-мечта…, который стимулирует дальнейшее развитие). Этот идеал свойствен культуре на каждом этапе ее развития. Он меняется в зависимости от вкусов данного исторического времени, национальных особенностей культуры, иногда вместе существуют разные идеалы нескольких одновременно живущих поколении.