что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он
трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо, или
хочет услышать его последние слова. Но поздно, Христос умер, и в ужасе от
свершившегося, вскочила на ноги и отчаянно закричала Магдалина. Она не
плачет, она повернулась в противоположную сторону - влево и туда выбросила
поднятую руку: она кричит, что Христос умер, она зовет всех. Но никого нет,
никто не спешит на зов. Около умершего - только три одинокие фигуры.
Тициан допустил неслыханную вольность: он отступил от евангельского
повествования в его коренном пункте и представил не оплакивание мертвого
тела, снятого с креста, но самую смерть Иисуса - не на кресте, а на руках у
матери, в данный момент, на глазах у зрителей. Это тем более дает повод
думать, что художник в этом произведении оплакал собственную близкую кончину.
Однако крайнее возбуждение Магдалины, ее горячий порыв, обращенный к людям, и
негодующие обличения людского рода, которыми разражается каменное изваяние
Моисея, неопровержимо свидетельствуют о несравненно более широком,
общественном, предостерегающем значении последнего творения Тициана. Это
поистине его духовное завещание.
И вот перед нами сам этот художник, овладевший стихией цвета, окончательно
преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший новую страницу в
истории живописи. Художник, давший миру самое радостное, торжественно-
праздничное искусство, художник, которого не могли омрачить ни закат
гуманизма, ни дума о смерти даже в самые старческие годы. Величав, покоен и
строг он на последнем автопортрете. Мудрость, полная искушенность и сознание
своей творческой мощи дышат в этом гордом лице с орлиным носом, высоким лбом
и взглядом, одухотворенным и проницательным. Черты Тициана вылеплены из
пламенеющих тициановских красок, в контрасте с черным одеянием они выступают
на полотне как вечный памятник знаменосцу великого искусства, памятник,
созданный им самим во славу этого искусства.
О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально
увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а
следовательно, и денег). Даже если это и так, его гениальные полотна, которые
он оставил человечеству, сто крат его извиняют за маленькие человеческие
слабости.
Рембрандт Гарменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене — городе,
расположенном близ Гааги, на Рейне.
Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы.
Первоначально родители будущего художника предполагали дать своему сыну
гуманитарное образование. После семилетнего обучения в латинской школе, в
1620 году он был записан в Лейденский университет—один из старейших
университетов в Европе, основанный еще в 1575 году. Но Рембрандт пробыл там
недолго. Пробудившаяся склонность к искусству привела его в мастерскую
местного художника Якоба ван Сваненбурга, где он в течение трех лет учился
живописи. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного
живописца Питера Ластмана.
Вернувшись в Лейден около 1625 года, Рембрандт начинает свой самостоятельный
творческий путь. Так называемый лейденский период творчества мастера
продолжается до 1631 года. Уже в это время Рембрандт становится одним из
популярнейших живописцев родного города; его мастерская привлекает учеников.
Голландский поэт Константин Гюйгенс посвящает хвалебные строки в своей
автобиографии лейденским художникам — Рембрандту и Ливенсу.
К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос
и ученики в Эммаусе», написанная Рембрандтом около 1629 года и находящаяся
ныне в парижском частном собрании. Она создана по мотивам известной
евангельской легенды, повествующей об одном из чудес воскресшего после смерти
Христа.
Популярность молодого Рембрандта быстро растет, и уже в начале 30-х годов
сограждане начинают заказывать ему свои портреты.
В числе первых был написали «Портрет ученого» (1631 год, Эрмитаж). Перед
зрителем—голландский интеллигент того поколения, которое еще всеми корнями
связано с народом. Простое, открытое, несколько грубоватое лицо, жесткие
мясистые руки выдают его плебейское происхождение.
Стремясь максимально приблизиться к жизни, Рембрандт показывает человека не
изолированно, а в его бытовой обстановке. Поэтому ученый изображен за рабочим
столом, с пером в руке, в момент работы над рукописью, когда и застает его
как бы входящий в комнату зритель. Портретируемый отрывается от рукописи,
поворачивает лицо к вошедшему, обращается к нему с какими-то словами.
В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам — главный город Голландии.
Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии
амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии
доктора Тульпа».
Творчество Рембрандта 30-х годов протекает под знаком опорного труда и
постепенного становления. Достигнутые успехи вселяют в него уверенность и
служат стимулом для дальнейших напряженных поисков. Он неустанно вбирает
разнообразные впечатления окружающей жизни, глубоко осмысляет их,
перевоплощает в своем искусстве.
В луврском автопортрете 1634 года за нарядной артистической внешностью
молодого Рембрандта ясно улавливается его волевая натура. Чуть сдвинутые
брови, сжатые губы, умный и твердый взгляд — все говорит о привычной
внутренней собранности. Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и
беспокойства. Изображение чуть сместилось в сторону от основной
композиционной оси, подвижна светотень, да и само выражение лица выдает
душевную взволнованность человека. Таков Рембрандт периода «бури и натиска»,
как часто называют этап 30-х годов в его творчестве.
Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и
Рембрандту. Оптимистическому настроению художника в этот период не могли не
способствовать его личные удачи. 1632—1642 годы—счастливое десятилетие в его
жизни. Женитьба на богатой невесте Саскии (к которой мы вернемся позже в
разговоре о «Данае»), многочисленные заказы превращают его в одного из
состоятельных людей Амстердама. Он покупает прекрасный дом, щедро тратит свои
богатства на покупку нидерландских гравюр, картин художников Возрождения,
персидских миниатюр, экзотических одежд и тканей, которые с далекого Востока
привозят в приморский Амстердам.
Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство.
Влюбленно следует за ней глаз художника. Одна за другой появляются из-под его
руки много-численные зарисовки.. То он изображает ее принаряжающейся перед
зеркалом, то больной, ожидающей рождения ребенка, то счастливой матерью с
сыном на руках. Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в
офорте и живописи.
Непринужденностью, человеческой теплотой подкупает дрезденский портрет Саскии
1633 года. Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо.
Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах. Вот в
эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт.
В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на
коленях.
Если ранние исторические картины Рембрандта проникнуты духом барокко, то с
средины 30-х годов произведения художника в историческом жанре начинают
приобретать иной характер. Сквозь внешнюю патетику вое более пробиваются
подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие
сменяется подлинной драмой жизни.
Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие с креста»,
написанной в 1634 году.
Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества. Он все
более замыкается в кругу библейско-евангельских тем, провозглашая свои
этические идеалы, веруя в то, что благородство и разум людей помогут им
победить трудности жизни. Первоосновой рембрандтовского гуманизма зачастую
служит нравственная чистота людей из народа, красивая простота их
взаимоотношений.
На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого
семейства. Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое
семейство», созданная художником в 1645 году.
В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет.
Он изображает старшин амстердамского цеха суконщиков, выступающих с докладом
перед собранием цеха. Портрет вошел в историю искусства под названием
«Синдики».
В последние годы жизни Рембрандта трагически складыается его личная судьба.
Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом. Почти не имея
заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. В 1658 году были
проданы с аукциона дом Рембрандта и его богатейшая художественная коллекция;
в 1662 году умерла Хендрикье Стоффельс, а шесть лет спустя неожиданно
скончался Титус.
И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих
возможностей. В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические
картины. Исторические образы Рембрандта 60-х годов отличаются особой
драматической силой и философской глубиной. Конфликт между добром и злом в
человеческом обществе, который всегда являлся лейтмотивом исторического жанра
Рембрандта, выступает в картинах этих яет во всем трагизме. Положительные
герои, олицетворяющие возвышенное, благородное человеческое начало,
сталкиваются в этих картинах с носителями враждебного, злого, или с людьми,
совершившими трагическую, непоправимую ошибку.