В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь»,
хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств.
Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является
непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор,
то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую
ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного
сына». Эта картина хранится â собрании ленинградского Государственного
Эрмитажа и справедливо считается гордостью эрмитажной коллекции. Произведение
написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсем одинокий, он
создает свое последнее гениальное творение.
«Возвращение блудного сына» — это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о
мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности в последние
годы жизни, с одной стороны, и ничем не сломленная вера в человека, в
нравственную высоту его — с другой, с равной силой звучат в последнем
произведении гениального художника.
Все они поражают виртуозностью исполнения, передачей цвета и фактуры тканей,
искрами камней и блеском золота.
Но со временем прослеживаются изменения в технике живописи. На закате лет он
почти не работает кистью. Рембрандт пишет без особой тщательности, что
вызывает упреки заказчиков. На замечания о небрежности исполнения он
отвечает: « Я не маляр, а художник.»
В полотнах часто появляется тревожный красный цвет и чувство усталости. В
октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Рембрандт прожил 64 года.
В последний путь его провожала только дочь Корнелия. В книге описи имущества
значились только 3 куртки, 10 колпаков и принадлежности для рисования. Эта
смерть осталась почти незамеченной его современниками. Только скромная запись
в церковной книге амстердамского собора Вестернкерк сообщает нам дату похорон
художника 8 октября 1669 года. Признание гениального мастера пришло лишь
несколько десятилетий спустя.
ТЕМА «ДАНАЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ
Каким образом мифологический образ Данаи обратил к себе внимание великих
художников и каков характер отпечатка, который Даная наложила на их
творчество?
Обратимся для начала к причинам использования мифологической формы в
художественном творчестве. Начиная с эпохи Возрождения сам миф в искусстве
выступает как форма художественной типизации жизненного материала. Образ
Данаи в этом смысле – собирательный образ, и ее ситуация – решающая ситуация
человеческой жизни, отобранная в процессе смены многих поколений и
пропущенная через их духовный и художественный опыт.
В чем же суть мифа о Данае? У Акрисия, царя аргосского, была дочь, красавица
Даная. Ему было предсказано, что внук лишит его престола. Поэтому он заключил
дочь в медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. Зевс (в
римском варианте – Юпитер), увидав ее, проник к ней под видом золотого
дождя,следствием чего является рождение будущего героя Персея, которому
суждено будет убить чудовищную Медузу Горгону. Акрисий велел заколотить дочь
и ее младенца в ящик и бросить его в море. В ожидании смерти и в надежде на
чудесную милость Зевса Даная и произносит свой монолог в стихотворении
Симонида:.
Крепкозданный ковчег по мятежным валам ветер кидал,
Бушевала пучина.
В темном ковчеге лила, трепеща, Даная слезы.
Сына руками обвив, говорила: "Сын мой, бедный сын!
Сладко ты спишь, младенец невинный,
И не знаешь, что я терплю в медных заклепах
Тесного гроба, в могильной
Мгле беспросветной! Спишь и не слышишь, дитя, во сне,
Как воет ветер, как над нами хлещет влага,
Перекатывая грузными громадами валы, вторя громам; Ты ж над пурпурной тканью
Милое личико поднял и спишь, не зная страха.
Если б ужас мог ужаснуть тебя,
Нежным ушком внял бы ты шепоту уст родимых.
Спи, дитя! Дитятко, спи! Утихни, море!
Буйный вал, утомись, усни!
И пусть от тебя, о Зевс-отец, придет избавленье нам.
Преклонись! Если ж дерзка мольба,
Ради сына, вышний отец, помилуй мать!"
(Пер. Вяч. Иванова)
Эти чудесные, трепетные речи помогают уяснить нам «классический» характер
античной девы. Миф очень обаятельный и привлекал многих художников. Тициан
изобразил Юпитера, окруженного облаками и рассыпающего золото целыми
пригоршнями. Рядом с Данаей в первом варианте картины он поместил Амура (то
же самое сделали Корреджо, у которого Амур помогает Данае собирать золотой
дождь, и Аннибале Каррачи). Корреджо заменил традиционный золотой дождь
светящимся облаком, опускающимся на ложе Данаи. На фоне простынь и темных
драпировок выделяется прекрасное, "грациозное", осязательно живое тело юной
красавицы. У Рембрандта Юпитер воплощен в рассеянном, легком и сильном потоке
света, который купает Данаю в своих лучах. Вспомним также знаменитые полотна
Тинторетто, ван Дейка, оперу на этот же сюжет Р. Штрауса
Однако, если обратиться к особенностям творческого пути сначала Тициана,
затем Рембрандта, можно увидеть, насколько разный контекст окружает появление
на свет полотен, связанных единым сюжетом.
Тициан очень часто писал для своих богатых заказчиков картины с
изображением женских фигур, содержащих тонкие аллюзии на земную любовь. Такова
Флора из галереи Уффици, Венера Анадиомена, Венера Урбинская и др. Заметим, что
Тициана называли не только «королем живописцев», но и «живописцем королей».
Строго говоря, у Тициана несколько «Данай». Это произведение имело такой
успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных
заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с
некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.
Наиболее популярны две «Данаи» - одна создана в 1544 году (Неаполь, музей
Каподимонте), вторая – в 1553-1554 гг. (Мадрид, Прадо). По существу, «Даная»
1553 – 54 гг. есть вариант картины, выполненной десятью годами раньше. Первая
картина была выполнена для могущественного семейства Фарнезе. К этому
семейству принадлежал сам папа Павел III, и начиная с 1539 года Тициану
удается завязать отношения с этой семьей. Можно предположить, что первое
полотно «Даная» служит как бы материальным символом этого сближения,
чрезвычайно важного для Тициана и его карьеры.
Первая «Даная», работу над которой художник начал уже в Венеции и которая
предназначалась в подарок кардиналу Алессандро Фарнезе, несет на себе
отпечаток его чувственного натурализма и сочной колористики: она столь
соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с «Венерой Урбино» - замечает
монсеньор Джованни Делла Каза.
После создания этого полотна художник по приглашению кардинала Алессандро
Фарнезе, пообещавшего папский бенефиций для сына Тициана, художник решился
отправиться в Рим, что позволило ему увидеть произведения Рафаэля и
Микеланджело.
Вторая же картина была выполнена для еще более значительного
высокопоставленного заказчика, а именно для Габсбургов, то есть для
мадридского двора, Карла V и принца Филиппа. Следует помнить, что в том числе
и благодаря «Данае» Тициан становится любимым художником монарха, установив с
ним прекрасные «профессиональные» отношения, которые он поддерживал
впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении
сорока лет. От императора исходили многочисленные заказы и высокие почести: в
1533 году Тициан был удостоен рыцарского звания и титула графа и Кавалера
золотой шпоры, достигнув славы и общественного положения, недоступного другим
художникам.
Вместо амура на полотне появляется – что более соответствует тексту Овидия о
Данае – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в
которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой. Исчезает
собачка, «разделявшая ложе» с Данаей в первом варианте.
И первую, и вторую Данаю можно было бы назвать «мифологической поэзией» с
очевидным эротическим смыслом. Встреча Данаи с Юпитером происходит на фоне
теплого света заката, когда мягкие красочные тона как бы растворяются друг в
друге. Фигура обнаженной женщины несомненно вдохновлена скульптурами
Микеланджело – человека, похвалившего первую «Данаю» и вдохновившего
художника на вторую – Авророй и Ночью из капеллы Медичи. Но истинно
тициановским остается колорит картины, где краски словно мерцают от
пронизывающего ее света, подчеркивая накал чувств.
Обратимся к месту «Данаи» в творчестве Рембрандта. И здесь нам не обойтись
без пристального взгляда на его возлюбленную Саскию, которая послужила первой
моделью для «Данаи».
Знаменитый автор глубоких и скрупулезных исследований жизни и творчества
Рембрандта Гледис Шмитт по всей своей книге, посвященной своему кумиру,
рассыпал описания головокружительной любви художника к златокудрой красавице
Саскии – едва знакомой девушке, потом невесте, потом – жене:
«Когда он наклонился, подавая ей кружку, ему пришло в голову, что в его
власти положить конец всем этим бессмысленным уверткам – нужно только
поцеловать ее. Губы Саскии были полуоткрыты, молочно-белые зубы блестели,
тугое жемчужное ожерелье сдавливало мягкую, чуть порозовевшую шею, и
Рембрандта охватило такое неистовое желание, что кружка задрожала у него в
руках».
«В углу было сейчас темно, и, усаживая Саскию в позу, поднимая вверх ее головку,
укладывая на коленях теплые влажные руки, откидывая назад разметавшиеся кудри,
он все время слышал, как колотится его сердце. Затем с поистине царственной
гордостью, которую придали ему новоиспеченная слава и послушная улыбка девушки,