Театр Фёдора Волкова в Ярославле принято считать первым русским публичным общедоступным профессиональным театром. Разумеется, в те времена в России существовало немало театральных трупп, прежде всего иностранных, «баловались театром» школяры, нередки были разовые постановки театральных действ «по случаю». Тем не менее, ярославский театр Фёдора Волкова считается первым. Именно он впервые отвечал всем характеристикам, заложенным в определении — Русский Публичный Профессиональный Театр. Русский — потому что здесь русские актёры играли пьесы на русском языке. Публичный — потому что он был общедоступным, в отличие от театров дворцовых, домашних или школьных; ранжир публики в зале зависел именно от цены на билет, а не от социального статуса. Профессиональный — потому что актёры получали зарплату за свой труд, актёрство стало их профессией. Наконец, Театр — потому что это была не труппа, не отдельная постановка, а именно театр с организационной точки зрения — с постоянным репертуаром, с билетным хозяйством, со всей «матчастью» — зданием, декорациями, костюмами (когда «волковцы» уезжали по вызову Елизаветы Петровны в Петербург, одних костюмов набралось на 19 подвод).
«Уединенный пошехонец» — первый в России провинциальный журнал. Издавался в течение 1786 года в Ярославле Η. Ф. Уваровым, А. Н. Хомутовым и Н. И. Коковцевым, под редакцией В. Д. Санковского. В 1787 году выходил под названием «Ежемесячное сочинение». Выходил при участии и активной поддержке ярославского генерал-губернатора А. П. Мельгунова и завершился в связи с его болезнью и смертью. Среди авторов — учителя М. В. Розин и И. Ф. Фортунатов, семинарист В. Васильевский, архиепископ Арсений (Верещагин), В.Д. и Н. В. Санковские. Многие статьи печатались анонимно. Тираж журнала едва ли превышал сотню экземпляров. Очевидно, он распространялся бесплатно или по благотворительной подписке среди ярославского дворянства, а возможно, и шире.
Журнал был органом масонского кружка А. П. Мельгунова, идейные установки которого отразились в названии журнала, который рассматривался как средство духовного влияния, воспитания читающей публики. На его страницах последовательно излагается социально-философская программа издателей. В её основе — просвещенно-монархический идеал, совмещающийся с масонской заботой о нравственном самосовершенствовании, с проповедью уединения и практикой размышления на возвышенные темы. Второе объяснение названия журнала связывает его с подмосковной усадьбой Мельгунова Суханово, куда, согласно легенде, он удалялся с Санковским для работы над изданием.
Похвалы Екатерине II как просвещённой государыне сочетаются в журнале с советами, обращёнными к местным помещикам. Им рекомендовано разумно устраивать свои отношения с крестьянами. Высказывается и мнение о том, что принудительный труд на земле «пленников или преступников» оскорбляет её и мешает изобильному приношению плодов. Предметом критики становятся моральные пороки дворянства: лень, безделье, расточительность, пренебрежение крепостными. Достоинствами же видятся образованность, любовь к книгам, разумность, а также добродетельность, каковая является не сословным отличием, а общим достоянием всех высоких душ.
Призывы к осознанию своего общественного долга и к деятельному участию в жизни сменяются в журнале меланхолическими размышлениями о бренности живущего, о скоротечности человеческой жизни, об изменчивости и непостоянстве в мире, который «желает, подвержен, быть обману». Авторы журнала предлагают отрешиться от светской суеты и в мирном уединении искать покоя и гармонии в общении с природой, вдали от городов, в сосредоточенном труде на земле, в размышлениях и занятиях науками. Человеку приличествует «жизнь смешенная с злоключениями», которая научает его «познавать самого себя и изыскивать в себе способы к поправлению» — и в это же время личности, не понимаемой обществом, достойно уйти из него в пустыни и дебри, к тем близким людям, которые способны к благодарности и любви.
Человек, по логике авторов журнала, призван к самовоспитанию. Это воспитание духовно развитой, душевно богатой и щедрой личности в процессе упорного и напряжённого переживания и осмысления проблем собственного существования. В «Уединенном пошехонце» были опубликованы «Сведения о Ярославском наместничестве», историко-географические очерки о городах и уездах Ярославского наместничества. Они были одним из этапов составления топографического описания края. В «Ежемесячном сочинении» краеведческих материалов было значительно меньше.
Ныне журнал существует в считанных экземплярах и является библиографической редкостью. Л. Н. Трефолев пытался переиздать комплект журнала.
2.Ансамбль средневекового русского монастыря.
Спасо-Преображенский монастырь - старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу р. Которосли близ ее впадения в Волгу. Точная дата основания неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 г. гласит: "князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения". Возникнув как «городовой» княжеский монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя - князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев - представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов - известен фрагмент надгробия ктитора Богоявленского храма - Алексея Авраамовича Зубчанинова (древний некрополь Спасо-Преображенского монастыря был утрачен уже к началу XIX века, сохраняются фрагменты отдельных надгробных плит). На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.
В 1463г. произошло событие, определившее существование Спасо-Преображенского собора на долгие годы - в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.
Монастырь посещали почти все русские великие князья, цари и императоры, начиная с Ивана III, жалуя его при этом своими милостями. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов, они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд (т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход.
Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности. В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.
В XVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» - светских людей. В 1764 г. Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея огромными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14000 крепостных душ.
Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери «Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1747 г. открывается Славяно-Латинская семинария - одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения - уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.