Верхний парк расположен перед домом. Здесь все деревья и кустарники аккуратно подстрижены, расположены геометрически четко. Нижний парк расположен за домом. Это парк английского типа: создается впечатление дикой природы, но каждое дерево растет на определенном запланированном месте. Есть два пруда – Верхний и Нижний и каскад «Гремиха»- ручей, огибающий Нижний парк и образующий мелкие пруды.
В 1928 году к 50-летию со дня смерти Н.А. Некрасова губернское музейное управление подняло вопрос об объявлении усадьбы Карабиха государственным заповедником.
В 1940 году Отдел охраны памятников Управления по делам искусств ходатайствовал о создании в Карабихе Государственного заповедника с музеем типа "Ясной Поляны". 5 декабря 1946 года Советом Министров СССР было принято постановление "О мероприятиях по увековечению памяти Н.А. Некрасова в связи с 125-летием со дня его рождения", что предусматривало создание музея в бывшей усадьбе поэта в селе Карабиха.
С 1956-го по 1987-й год музей входил в состав Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника на правах филиала.
В 1988 году был образован Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник и определен статус включенных в него объектов: Карабиха - памятник истории и культуры республиканского значения; Грешнево и Аббакумцево - памятники истории и культуры местного значения. Все памятники являются федеральной собственностью. В 1989 году были определены охранные зоны музея-заповедника.
Ежегодно вот уже более 40 лет в первую субботу июля в Карабихе проходит традиционный Некрасовский праздник поэзии.
6.Ярославская живопись XVIII – XX вв.
Собрание русской живописи XVIII века представлено в Ярославском художественном музее портретной галереей. С начала столетия портрет стал одним из ведущих жанров искусства. Учеником Левицкого был художник П.С.Дрождин. Он представлен в музее «Портретом мальчика» 1780-е годы. Работа написана маслом. Фон картины достаточно темный, сдержанный. И на этом фоне наше внимание привлекает лицо мальчика. Мы видим некрасивого ребенка, но художник сумел передать его живой ум, добродушие, веселый характер.
В экспозиции музея находятся несколько полотен известного мариниста И.К. Айвазовского. Одно из полотен – «Буря» 1886 год, выполненное в стиле романтизма. На картине передана разбушевавшаяся стихия: огромные морские волны, потерпевший крушение корабль. Вся картина выполнена в темно синих, зеленоватых и серых тонах. Все цвета преобладающие на картине передают тревожность, страх бури. Даже мельчайшие подробности помогают ощутить это состояние: испуганные чайки, хаотично летающие над водой и потерпевший крушение корабль.
Так же мне понравилась картина художника Мокрицкого «Турчанка» написанная в 1843 году. На этом полотне изображена девушка с темными волосами и глазами, но светлой фарфоровой кожей. По видимому знатного рода этому свидетельствуют ее одежды и украшения. В руке она держит веер с изящной ручкой и павлиньими перьями. Фон у картины достаточно темный поэтому фигура выделяется и получает больший объем. Вся картина пропитана нежностью и изяществом.
7. Современное искусство в Ярославле.
В здании Ярославского Историко-архитектурного музея-заповедника, расположенного на территории Спасо-Преображенского монастыря, с 22 мая 2010 открыта выставка современной художницы И. Затуловской. Выставка дает две уникальные возможности. Во-первых - познакомиться с творчеством известной московской художницы, особым явлением в современном российском искусстве. Во-вторых – по-новому взглянуть на хрестоматийные образы русских литераторов.
Ирина Затуловская - коренная москвичка. Родилась в творческой семье. Ее дед, Сергей Павлович Михайлов, преподавал в художественной школе, мама писала великолепные натюрморты. Ирина окончила Московский полиграфический институт в 1976 г. В 1979г. вступила в Московское отделение Союза художников СССР. В 2004г. награждена премией «Мастер». Затуловская работает не только как живописец, но и как график, иллюстратор книг, автор проекта часовни.
Живописную манеру Ирины Затуловской называют «неопримитивизмом». В ее творчестве действительно можно найти отсылки к традициям народного искусства, иконы, авангарда, к детским рисункам. “Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде – берет железку и почти ничего в нее не добавляет, возьмет две красочки, чуть-чуть помажет, и вот он, художественный образ... У нее ясное детское зрение на мир сохранилось, вернее, восстановилось. Нет никакого обмана”, - пишет об Ирине Затуловской священник Дмитрий Смирнов. Использование бросовых, отживших свою жизнь, но насыщенных «культурной памятью» материалов стало ее фирменным приемом.
Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Московском музее современного искусства, Музее современного искусства Kiasma (Хельсинки, Финляндия); Городском музее Варшавы (Польша), Музее современного искусства в Тренто и Роверето, (Италия), а также в других музеях и собраниях.
Серия «И.З. КЛАССИКИ» была начата в 1998 году с портрета Николая Гоголя и показана всего лишь один раз – в московском Музее архитектуры в 2006 году. Выставка в Ярославском музее-заповеднике – это около 17 портретов русских писателей и поэтов.(Всего их 33 ,те, что изображены на зеркалах, остались дома, так как могли пострадать при перевозке.)
Каждый классик представлен по своему: образ Тургенева выполнен карандашом на фанере с бумагой. Я думаю что художница, таким образом, передала суть его произведения «Записки охотника», где в коротких рассказах простым языком, с любовью и болью описаны крепостные крестьяне. Другой портрет – поэта Есенина. Стихотворения Есенина очень лиричны, многие из них стали народными песнями, и эти особенности творчества Есенина переданы материалами – береста, снегоступ и масло. Портрет Даниила Хармса выполнен на шахматной доске символизирующей переменчивость жизни черная и белая клетки, а возможно это максимализм черное и белое – полутонов нет. Таким было и творчество Хармса и его судьба(он был репрессирован в 30-е годы 20 века).
Работы Затуловской – не картины, а именно живописные объекты. Фактура и форма куска фанеры или бересты сплавляется с грубыми мазками краски нескольких цветов в единое целое. В результате появляются хрупкие, точные и щемящие в своей подлинности образы.
Заключение
Неповторим облик Ярославля – древнего города, устремленного в будущее.К числу его выдающихся памятников относится Спасо – Преображенский монастырь, который являлся культурной и духовной доминантой Ярославля (основан в конце 12 –начале 13вв.).
Никого не оставляет равнодушным ансамбль Ильинской площади и церковь Ильи Пророка (17в), Митрополичьи палаты (1680 – 1690 гг), многочисленные храмы, расположенные в различных частях города.
Образцом парковой архитектуры 17 – 19 вв служит музей – усадьба Карабиха.
В 19 – начале 20 века происходит окончательное оформление облика города, представляющего некоторый стилистический «котел». Это придает ему неповторимое обаяние. Невозможно не вспомнить о музеях Ярославля – музейных собраниях разных направлений. Например, в 1985 году был открыт Музей истории города в особняке 19 века, принадлежавшем купцу В.Я. Кузнецову.
С Ярославлем связаны имена многих деятелей русской культуры: основателя первого русского театра Ф. Волкова, поэта Н.А. Некрасова, певца Л.А. Собинова и других.
В настоящее время облик древнего города меняется. Ведется строительство Успенского собора на месте разрушенного в 1937году, меняется облик Волжской набережной, Стрелки.
Ярославль занимает почетное место в ряду старинных русских городов. Признанием международной значимости Ярославля стало включение его в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Список литературы
1.Болотцева И.П., Федорова И.Н., Битколова И.Я. Ярославский художественный музей. М.,1983.
2.Выголов В.П. Ярославль. Памятники архитектуры и искусства. М.,1985.
3.Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Ярославль.Тутаев.М.,1981
4.Государственный литературно – мемориальный музей – заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» //www.museum.ru/ М587
5.История Ярославля с древнейших времен до наших дней. Под ред. А.А. Андриевского. –М.,1999
6.Козлов П.И., Маров В.Ф. Ярославль(путеводитель-справочник) Ярославль,1988.
7.Музей древнерусского искусства «Митрополичьи палаты» http://www.museum.ru/ М2327.
8.Музеи Ярославской области http://www.museum.ru/mus/location.asp? map=ru®ion=58.
9.Ярославль. Ю. В. Мудров, Санкт-Петербург, 2009.
10.Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей – заповедник http://www.museum.ru/ М855