Смекни!
smekni.com

Искусствоведение г Ярославля (стр. 1 из 5)

Ярославский техникум бытового сервиса

ОТЧЕТ

по практике искусствоведения

студентки группы 31Д

Пустовгаровой Анастасии

Ярославль 2010

Введение

Ярославль – один из красивейших русских городов, входящих в созвездие городов Золотого кольца России. Основан город был в 1010 году князем Ярославом Мудрым на неприступном берегу в месте слияния двух рек – Волги и Которосли. Согласно легенде Ярослав Мудрый убил медведя, которому поклонялись местные племена. С этих событий и началась история Ярославля. Поэтому с XVII в. на гербе Ярославля - изображение медведя с секирой.

В 11-12 веках Ярославль был небольшим сторожевым пунктом Ростово-Суздальского княжества. На рубеже 12-13 веков в связи с оживлением волжского торгового пути Ярославль бурно развивается. Был заложен каменный Спаса – Преображенский собор. Монгольское нашествие прервало расцвет волжского города. В 1238 году Ярославль был разорен и сожжен. В 1612 году Спасский монастырь стал штаб-квартирой Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Четыре месяца Ярославль был столицей Руси.

Никого не оставляет равнодушным знаменитая Волжская набережная с многочисленными памятниками архитектуры прошлого, со знакомой многим по фотографиям и кинофильмам беседкой-ротондой, откуда открывается вид на Речной вокзал, Заволжье и перспективу Волги. Многочисленные храмы XVI-XVIII вв., шедевр русского зодчества церковь Ильи Пророка, стоящей на главной городской площади; остатки старых городских укреплений (Знаменская башня), жилую застройку в стиле модерн начала прошлого столетия, всемирно известный и первый в России общедоступный Драматический театр, носящий имя своего основателя Фёдора Волкова; исторические места, помнящие поэтов Л.Н. Трефолева и Н.А. Некрасова, певца Л.В. Собинова, художника А.К. Саврасова, памятники Ф.Г. Волкову и Н.А. Некрасову.

История Ярославля связана с историей нашей Родины. Каждый культурный человек должен знать историю своей малой родины. Особенно важно это сегодня, т.к в 2010 году Ярославль отмечает свое тысячелетие и поэтому необходимо знать и беречь замечательные памятники прошлого.

1.Русская культура XI - XVIII вв.

История любой страны, города тесно переплетается с историей жизни отдельных людей. На примере наших земляков можно проследить отдельные вехи истории Ярославля.Это дает возможность изучать не только историю рода, но и культуру дворянских имений, прослеживать влияние и связи с русским художественным процессом, выявлять его особенности на ярославской земле. В данной работе я рассматриваю биографии дворян Глебовых, губернатора Ярославля Мельгунова и адмирала Ушакова.

С XVI века род Глебовых связан с ярославской землей. Одно из их имений находилось в Мологском уезде Ярославской губернии. Сама история рода уходит вглубь веков и прослеживается с XII века. С представителями рода Глебовых связаны страницы истории и культуры, в том числе и художественной, в частности, имя известного художника Ф.П. Толстого (1783-1873). Узы родства и достаточно яркие событийные моменты жизни связывают их с представителями дома Мусиных-Пушкиных.

В собрании Ярославского художественного музея хранятся четыре портрета 1-й трети XIX века из семейной галереи Глебовых.

Глебов Николай Николаевич (1755-1818) - первый городничий г. Мологи. Надворный советник В книге "Очерки Мологского уезда", написанной С.А. Мусиным-Пушкиным (издана в 1902) написано, что, в 1798 году Мологский уезд посетил Павел I и ночевал в городе Мологе в доме городничего Глебова. В 1786 женился на княжне Александре Андреевне Засекиной. У них было два сына Андрей и Сергей.

Глебов Андрей Николаевич (1787-1854) - в 1805-1806 участвовал в военных походах русской армии против Наполеона. Участник войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Доблесть его отмечена Александром I. За боевые заслуги награжден: 1808 – орденом св. Анны 3-ей степени, 1812 (за Бородино) – орденом Св. Владимира –4-го класса с бантом, 1812 – Золотой саблей «За храбрость», 1814 (за Данциг) – орденом Св. Анны 2-го класса.

Большой вклад в развитие Ярославля внес А.П. Мельгунов. Алексей Петрович Мельгунов родился 9 февраля 1722 года, сын петербургского вице-губернатора. Воспитывался в Сухопутном шляхетском корпусе. Хорошо знал немецкий язык. Был камер-пажом при дворе Елизаветы Петровны. Командовал Ингерманландским пехотным полком.

С 1756 года адъютант (в чине бригадира) Петра Фёдоровича, начальник Сухопутного шляхетского корпуса. Ближайший сподвижник Петра III. 28 декабря 1761 произведён в генерал-майоры, а в феврале — в генерал-поручики; принимал доносы «об умысле по первому и второму пункту». Пётр III пожаловал ему 1000 душ и землю в столице, назначил его членом Особого собрания при императоре. 10 февраля1761 года награжден орденом Св. Александра Невского.

Переворот 28 июня заставил Мельгунова покинуть двор, но Екатерина II вскоре пригласила его вновь на службу и в 1764 назначила генерал-губернаторомНовороссийской губернии. В 1765 он был «пожалован в Москву сенатором и Камер-коллегии президентом». Был депутатом Комитета по составлению Нового Уложения (1767), директором казённых винокуренных заводов. 1 мая 1766 года женился на Наталье Ивановне Салтыковой, которая была младше его на двадцать лет. У них было двое детей — сын Владимир и дочь Екатерина.

В чине действительного тайного советника с 1777 года до конца жизни был ярославским, а с 1780 ещё и вологодскимгенерал-губернатором. Реализовал в Ярославле и других центра наместничества программу масонского просвещения. Открыл в Ярославле Дом призрения ближнего и народное училище, а в Холмогорах — мореходное училище; видный масон, при нём в Ярославле была масонская ложа. Мельгунов любил науку и много занимался немецкой литературой. В 1786—1787 годах издавал ежемесячный журнал «Уединённый пошехонец» — это был первый провинциальный журнал в России, орган масонского просвещения. Содержал домашний дворянский театр. Умер 2 июля 1788 года, похоронен в Больничной церкви Всемилостивого Спаса Толгского монастыря у Ярославля.

Фёдор Ушаков родился 13 (24) февраля1745(17450224) в сельце Бурнаково (ныне Рыбинский район Ярославской области), в небогатой дворянской семье: отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710—1781), сержант лейб-гвардии Преображенского полка в отставке, дядя — старец Феодор Санаксарский. Крещён в церкви соседнего села Хопылево.

Окончил Морской кадетский корпус (1766), служил на Балтийском флоте.

С 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне.
С 1783 года на Черноморском флоте, участвовал в постройке кораблей в Херсоне и строительстве пункта базирования флота в Севастополе. Свою первую награду — орден Святого Владимира IV степени (1784) получил за успешную борьбу с эпидемией чумы в Херсоне. В начале русско-турецкой войны 1787—1791 годов — командир линейного корабля «Святой Павел» и авангарда Черноморского флота.

В ходе войны Ф. Ф. Ушаков развивает принципы новой тактики маневренного морского боя. Придавая большое значение морской и огневой выучке личного состава, Ушаков был сторонником суворовских принципов воспитания подчинённых.

Командуя с 1790 года Черноморским флотом, прибегнув к созданной им новой манёвренной тактике, принципиально отличавшейся от принятой в то время линейной тактики, в 1790 и 1791 гг. одержал ряд блестящих побед над турецким флотом.

В 1789 году произведён в контр-адмиралы. В 1793 году произведён в вице-адмиралы.

Во время Средиземноморского похода 1798—1800 гг., Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В 1799 году произведён в адмиралы. В 1800 году эскадра Ушакова вернулась в Севастополь.

Заслуги Ушакова не были оценены императором Александром I, который назначил его на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Петербурге, а в 1807 году уволил в отставку. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.

В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Флотоводец умер 2 (14) октября1817 в своём имении в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия). Похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темникова.

Застройка средневекового Ярославля была хаотичной. В городе вспыхивали пожары. В 1769 году Екатерина II утвердила первый регулярный план Ярославля, составленный А. Д. Квасовым. Он не учитывал исторически сложившихся особенностей города и вызвал резкий протест духовенства и купечества. В 1778 году был утвержден новый проект. В нем было сохранены основные направления старых городских магистралей. Ширина улицы определялась местоположением древних церквей. Церковь Ильи Пророка оказалась зрительным ориентиром вокруг которого выстраивалась композиция нового городского центра. Вокруг Ильинской церкви была создана трапециевидная площадь, со всех сторон окруженная административными зданиями. Автор этого замысла не известен, называю т имя И. Е. Старова или Ю. М. Фельтона. Ясно лишь, что планировка Ярославля – один из наиболее зрелых образцов русской градостроительной школы 18 века. Прямоугольная сетка кварталов сочетается здесь с лучевой и частично с радиально-кольцевой композицией, что определялось стремлением выделить дворянско-купеческий центр. Новый генеральный план не означал быстрого изменения планировки, т.к на территории Ярославля работал лишь один архитектор – Э. Левенгаген. Он – автор таких сооружений конца 18 века, как Дом призрения ближнего, новый архиерейский дом на Стрелке, корпуса Присутственных мест.

Самым значительным сооружением в начале 20-го века стал новый Драматический театр им. Ф. Волкова, построенный в 1911 году по проекту Н. А. Спирина. История Волковского театра восходит к кожевенному амбару, в котором, по преданию, два с половиной века назад молодой купеческий сын Фёдор Григорьевич Волков с братьями и друзьями начал устраивать в Ярославле театральные представления. Первое из них прошло 10 июля1750 года в кожевенном амбаре отчима Фёдора, купца Полушкина — это была «Эсфирь» Жана Расина в переводе Фёдора Волкова. Специальное театральное здание («театральная хоромина») открылось на берегу Волги7 января1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев», были изготовлены костюмы, декорации; сложился постоянный репертуар. Слух о молодых ярославцах дошёл до императрицы Елизаветы Петровны, которая в январе 1752 года вызвала их в Петербург специальным указом. С тех пор основатель театра в Ярославль больше не возвращался.