Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
Международный факультет
Кафедра русского языка как иностранного
КУРСОВАЯ РАБОТА
по современному русскому литературному языку
на тему
РОДОВАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Выполнил:
студент 3-го курса
международного факультета
Ян И
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент
Назаров Н.В.
Тула
2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Категория рода как морфологическая категория. 4
2. Колебания в грамматическом роде имен существительных. 4
3. Род несклоняемых существительных. 4
Морфологический род – одна из наиболее специфичных грамматических категорий, труднее прочих поддающаяся освоению и пониманию носителями других языков. Сложность этой категории определяется не только очень ограниченной связью ее с внеязыковой реальностью, но и наличием колебаний в роде существительных внутри самой языковой системы.
Этим определяется интерес к случаям родовой неопределённости имен существительных. Эта неопределенность возникает, когда в текстах на русском языке появляются в качестве возможных формы существительного, относящиеся к разным родам: туфель и туфля, занавес и занавесь, или же одно слово сочетается с разными формами прилагательных и т.д.: белый тюль и белая тюль, черный кофе и черное кофе. В этом случае возникает необходимость оценить, настолько допустим тот или иной вариант, является ли он правильным или ошибочным.
Цель настоящей работы - изучение слов в русском языке, проявляющих родовую неопределенность. В задачи курсовой работы входило изучение имеющегося научно-теоретического материала по теме исследования, выявление структурно-семантических особенностей слов, проявляющих родовую неопределенность.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
1. Категория рода как морфологическая категория
Категории рода принадлежит центральное место в грамматической системе имени существительного. Это объясняется тем, что категория рода определяет особенности сочетаемости имени существительного с другими частями речи – прилагательным, местоимением, глаголом; категория рода тесно связана с системой склонения всех имен существительных в единственном числе: родовые характеристики влияют на тип склонения.
Категория рода имени существительного – это лексико-грамматическая категория. Формируется она небинарной эквиполентной оппозицией грамматических значений мужского, женского, среднего и парного рода. Выражаются эти значения системами форм различных лексем.
Выделение внутри грамматической категории рода трех грамматических значений – мужского, женского и среднего рода – традиционно. О четвертом грамматическом значении – парного рода – заговорили после появления работы А.А. Зализняка «Русское именное словоизменение» (1967). Необходимость введения еще одного грамматического значения в категорию рода имен существительных диктовалась следующими обстоятельствами.
Традиционное противопоставление существительных мужского, женского и среднего рода охватывало не все существительные русского языка. Часть их, не употребляющаяся в формах единственного числа, определялась как имена существительные, не имеющие родовых различий. Это явно противоречило общему утверждению о том, что все существительные обязательно характеризуются на уровне грамматических значений категории рода. Наличие группы имен существительных, стоящих вне категории рода, разрушало обязательность категории рода, лишало ее одного из основных признаков грамматической категории. Выделение же четырех грамматических значений – мужского, женского, среднего и парного рода – наоборот, подтверждало тезис об обязательности грамматической категории рода. С введением грамматического значения парного рода в русском языке действительно не осталось ни одного существительного, стоящего за пределами категории рода.
Грамматическое значение «парного» рода было выделено для существительных Pluralia tantum, которые в традиционной классификации оставались за пределами категории рода. Парным оно было названо потому, что им характеризовались в основном имена существительные, состоящие из двух частей – брюки, сани, ножницы. Однако условность данного наименования очевидна: среди существительных парного рода мы находим существительные, которые не имеют ничего общего с нашими представлениями о парности – дрожжи, сливки, белила.
Деление всех имен существительных на слова мужского, среднего, женского и парного рода опирается на морфологические, семантические, синтаксические свойства слов.
На морфологическом уровне принадлежность слова к тому или иному роду определяется в зависимости от характера основы и системы флексий.
К мужскому роду относятся:
имена существительные с нулевым окончанием и основой на твердый согласный (-t) или -j:
журнал, корпус, улей, санаторий;
все существительные с основой на -ж, -ш и мягкий согласный (-t’), имеющие в родительном падеже единственного числа окончание -а (-я):
читатель (читателя), багаж (багажа), шалаш (шалаша), медведь (медведя);
субстантивированные прилагательные и причастия на -ый, -ий:
военный, вожатый, арестованный.
К женскому роду относятся:
имена существительные с окончанием -а (-я) в именительном падеже:
лилия, газета;
все существительные с основой на -ж, -ш и мягкий согласный (-t’), но в родительном падеже единственного числа имеющие окончание -и:
живопись (живописи), фасоль (фасоли), степь (степи), мышь (мыши), печь (печи);
субстантивированные прилагательные и причастия на -ая:
запятая, мостовая, набережная.
К среднему роду относятся:
имена существительные с окончанием -о (-е) в именительном падеже:
царство, бездорожье, приволье;
разносклоняемые имена существительные на -мя:
имя, племя, пламя, знамя, семя, время, темя;
субстантивированные прилагательные и причастия на -ое, -ее:
жаркое, мороженое, насекомое;
существительное дитя.
К парному роду относятся все имена существительные, не имеющие форм единственного числа (так называемые Pluralia tantum).
Морфологические признаки имен существительных в большинстве случаев позволяют нам безошибочно определять родовую принадлежность слов. Однако, опираясь только на морфологические показатели имен существительных, мы не всегда можем правильно определить его род.
Только противопоставление форм с нулевой флексией в именительном падеже, но с разными флексиями в родительном падеже позволяет провести четкую границу между существительными мужского и среднего рода.
Ср.: камыш (камыша), плащ (плаща), король (короля) и кровать (кровати), дверь (двери), речь (речи).
Безошибочно выделяются и существительные парного рода.
Что же касается существительных с флексиями -а (-я) в именительном падеже, то здесь мы можем говорить о существительных как женского, так и мужского рода.
Ср.: судья, юноша, домина, муравьишка – имена существительные мужского рода;
сорока, роза, деревня, осина – имена существительные женского рода.
Системы падежных флексий имен существительных типа окно, поле тоже в равной степени характеризуют слова как среднего, так и мужского рода.
Ср.: свойство, горе, море, чудо – имена существительные среднего рода;
подмастерье, голосище, домишко – имена существительные мужского рода.
Кроме того, опираясь только на морфологические признаки слов, мы бессильны определить род несклоняемых имен существительных, которые не имеют системы падежных флексий.
На семантическом уровне распределение существительных по родам проводится в зависимости от смыслового противопоставления по полу.
Ограниченность действия семантических признаков очевидна: выделяются только имена существительные мужского и женского родов. Слова мужского рода называют живые существа мужского пола – брат, ворон, старик, царевич, дядя. Слова женского рода называют живые существа женского рода – бабушка, царевна, королева, тётя.
Семантические показатели существенны только для одушевленных имен существительных. Отнесенность неодушевленных имен существительных к мужскому, женскому и среднему роду семантически необъяснима и условна.
Реальная семантика мужского и женского родов последовательно сохраняется лишь при характеристике названий лиц. Половые различия животных и птиц не всегда совпадают с делением имен существительных на существительные мужского и женского рода.
В ряде случаев есть параллельные формы для обозначения самца и самки:
козел – коза, волк – волчица, олень – олениха.
Иногда даже к паре, объединяющей имена существительные мужского и женского рода, есть слово, выступающее как общее наименование:
Гусак Гусь гусыня
Большинство же существительных, обозначающих животных, рыб, птиц, независимо от пола относится либо только к мужскому, либо только к женскому роду.
Барсук, аист, тюлень, страус – имена существительные мужского рода.
Белка, обезьяна, акула, собака – имена существительные женского рода.
Семантически необъяснимо отнесение имен существительных, обозначающих невзрослое существо, к мужскому роду независимо от пола – ребенок, котенок, зайчонок, олененок. (Мужской род оформляется здесь морфологически и синтаксически).