Художественное восприятие как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность становится возможным только с подросткового возраста. В этот период происходит не только бурный скачок в физическом развитии человека. Начинает формироваться свое мироощущение, определение своего места в мире. Когда еще как не в этом возрасте человек задает себе столько вопросов о смысле жизни, о справедливости, нравственности, о любви? В этом возрасте дети очень ранимы, и правильная, соответствующая подача ответов на эти вопросы является главным не только для родителей, но и для педагогов. Человек вступает во взрослую жизнь, в которой действуют свои законы. И поэтому очень важно в этом возрасте помочь молодому человеку найти свой путь в жизни. Искусство ,обладающее благотворным, очищающим действием на любого человека, сыграет немаловажную роль в процессе воспитания подростка. Он будет учиться жить по законам прекрасного. Изучая полотна великих мастеров, изучая их биографии, они смогут найти там ответы на многие вопросы.
Третья глава раскрывает содержание работы в рамках курса.
В третьей главе рассматриваются особенности преподавания курса мировой художественной культуры.
Основными проблемами этой темы является :
как пробудить интерес учеников к искусству;
создание условий для создания образного представления о культурной жизни человечества в разные эпохи;
сформировать у подростка свои критерии оценки художественного произведения и основ МХК;
сподвигнуть учеников на самостоятельное творчество.
Для эффективного освоения курса, процесс обучения должен состоять из трех звеньев:
аудиторные и внеаудиторные (музеи, выставки) занятия;
самостоятельная работа;
внеучебная творческая деятельность (досуг)
Немаловажным фактором является также развитие индивидуальных способностей у каждого ребенка. Знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры, приобретение навыков, самостоятельное осмысление культурных процессов является главными задачами этого курса.
Итак, подытоживая все вышесказанное мне бы хотелось еще раз вернуться к главной теме моей работы, а именно – особенности восприятия изобразительного искусства в курсе преподавания мировой художественной культуры.
Восприятие искусства, так же как и восприятие любого рода явлений в любой другой сфере жизни, определяется задачей, зависит от конкретных условий и приспособляется к своему предмету.
Восприятие произведения искусства должно создавать целостное, эмоциональное представление о нем как о едином организме, в котором выразительные средства тесно связаны между собой и подчинены содержанию. Произведение искусства – своего рода микрокосм. И если целостное восприятие взаимосвязано с выделением отдельных сторон образа, с анализом, без которого оно не может полноценно осуществиться, в частности, и с анализом средств выражения, то такой анализ лишь подчиненная задача.
Восприятие неразрывно связано с таким понятием как вдохновение. Пушкин определял вдохновение как “ расположение души к живейшему восприятию впечатлений”
Определение вдохновения великим русским поэтом кажется мне и точным , и глубоким. Полноценное восприятие картины предполагает вдохновение. Действительно, для полноценного восприятия картины нужно расположение души для живейшего принятия впечатлений от нее. И это в самом деле очень важно. Та радость, которую мы испытываем, созерцая картину, когда сердце открыто для нее и зрению не мешает ничто постороннее, сродни радости творческого вдохновения. Восприятие, так же как и разъяснение картины, рассказ о ней , должен быть вдохновенным.
Сверхзадача эстетического восприятия – формирование человека. Именно эту задачу должны ставить перед собой преподаватели курса МХК, т.к. от них зависит насколько полно подрастающее поколение познает мир прекрасного, насколько культурными людьми они станут, смогут ли творчески самореализоваться и смогут ли найти ответы на все свои вопросы. И в искусстве, и в творчестве, и в обыденной жизни отделение, отгораживание мира детства от взрослого мира приводит к явлению инфантильности, к замедлению развития молодых людей, к трудному вхождению во взрослую жизнь, к тяжелым и продолжительным поискам своего места в ней.
Список использованной литературы.
Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.
Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989 год. № 6.
Виппер Б.Р. Ренессанс, Барокко, Классицизм. М., 1966.
Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997.
Гегель Эстетика. Т. 4.
Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974 .
Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике. М. 1979.
Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М.1988 .
Культура Древнего Египта. М., «Просвещение», 1976 год.
Кун Н.А. «Мифы Древней Греции». М., «Наука», 1988 год.
Малая история искусств.
Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. М., 1981 год.
Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. М. 1979 год
Прусс И. Е. Западное европейское искусство XVII века.
.Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства, М., 1982 год.
Соколов Г.И. «Римский скульптурный портрет». М., 1983 . Стр. 47
Ткемаладзе А «Вопросы эстетического воспитания».
"Эстетическая культура и эстетическое воспитание", М., 1983
Энциклопедический словарь в 2 томах. Том 1. М., 1963
Бритова Н. Н. Римский скульптурный портрет: Очерки. – М., 1985
Брунов Н. И. Памятники афинского Акрополя. – М., 1973
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1985
Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. – М., 2002
Чубова А. П. Античные мастера: Скульпторы и живописцы. – Л., 1986
Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М.2002.