Смекни!
smekni.com

Организация познавательной деятельности учащихся в процессе освоения Мировой художественной куль (стр. 3 из 10)

Как известно, познание искусства и реализация таящегося в нем духовного потенциала возможны лишь при непосредственном общении с ним. Основное содержание музея — его коллекции — влекут к себе детей как неиссякаемый источник новых впечатлений, волнующих переживаний, художественно преобразованных и увле­кательно повествуемых знаний. Надо отметить, что характерной особенностью детского восприятия является стремление к много­кратным контактам с одним и тем же источником эстетического удовлетворения, пережив которое однажды, ребенок хочет его по­вторения и готов вновь и вновь обращаться к уже хорошо знакомому

(всем известны примеры с любимыми сказками, книжками, мультфильмами и т. п., к которым дети возвращаются бесконечно). Эта потребность детей в повторных обращениях к полюбившимся произведениям искусства естественно разрешается в условиях худо­жественного музея.

Среди взрослых людей широко бытует мнение, что произведе­ния искусства надо делить на «доступные» и «недоступные» детям. Но данные научных исследований и педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что восприятие ими искусства активно, эмоционально, глубоко личностно и определяется их индивидуаль­ными психическими свойствами. В каждом произведении искусства ребенок сам находит доступное для его уровня содержание. Более того, память детей часто способна сохранять сложные образы со­всем, казалось бы, «недетских» произведений искусства. По мере взросления восприятие тех же вещей становится полнее, осмыс­леннее, глубже. Так и восприятие взрослых зрителей меняется, со­вершенствуется при повторных обращениях к произведениям ис­кусства, поскольку воплощенные в них художественные образы об­ладают качеством постоянства.

Процесс восприятия у детей может быть организован и настро­ен музейным педагогом в соответствии с их возрастом и возможно­стями. Необходимо, учитывая конкретные психолого-возрастные особенности аудитории, давать интерпретацию художественного памятника на доступном уровне, доходчиво и в то же время с доста­точной полнотой раскрывать детям возвышенное, духовное содер­жание произведения и учить их переживать это содержание в един­стве с выражающей его формой, ведя их по пути овладения навы­ками целостного постижения явлений искусства.

Первые посещения музея для детей — волнующие события, порой даже потрясение для них. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия для оптимального осуществления знакомства с этим особым местом. Вхождение в музейные залы должно происхо­дить тихо и торжественно, прохождение по залам — медленное и с остановками там, где что-то заинтересовало детей. Они очень ис­кренны в выражении своих переживаний, которые бывают довольно неожиданными для взрослых, достаточно разнообразными и сильными в процессе непосредственного контакта с произведением искусства, рассматривания его, «вхождения» в него, сопережива­ния и сотворчества. На возникающие у ребят вопросы педагог дол­жен тут же дать ответы, соответствующие ожиданию ребенка и дос­тупные уровню его понимания. Начальные впечатления детей ло­жатся в основу их дальнейшего приобщения к искусству. Эмоционально-чувственная раскрытость ребенка в этот момент позволяет педагогу приблизиться к нему, быть принятым и понятым. Наблю­дая за поведением, реакциями, высказываниями детей, педагог мо­жет определить уровень развитости их внутренних чувств, знаний и опыта, с тем чтобы в дальнейшем правильно направлять процесс становления их художественного восприятия.

При первых посещениях музея маленькими детьми оптимальное время внимательного осмотра двух-трех залов — 15—20 минут. Большие по времени и количеству впечатлений начальные занятия в залах могут утомить детей, притупить их внимание и вызвать опасное безразличие к экспонатам. Важно дорожить интересом де­тей к искусству и стремиться сделать этот интерес устойчивым. Нужно стараться вызвать у детей особое расположение души и бу­дить в них потребность в эстетическом переживании, обогащаю­щем духовный мир человека. Поэтому все контакты детей с искус­ством должны быть желаемы и ожидаемы ими, а это значит, что необходима предварительная установка на встречу с ним, планиро­вание, нормирование и системность занятий в залах.

Эмоциональная и интеллектуальная нагрузка на таких занятиях постепенно увеличивается и усложняется педагогом, что необходи­мо для тренировки художественного восприятия детей, для углубления их творческого общения с искусством. Замечено, что «чувства, не тренированные постоянной интеллектуальной нагрузкой, отлича­ются вялостью, отсутствием духовной бодрости. Они так же быстро устают, как нетренированное тело устает от физической нагрузки. И человек, лишенный сенсорной нагрузки, обладает меньшим запа­сом умственной выносливости и творческой активности»*. Для обеспечения полноценного осуществления и совершенствования интеллектуально-эмоциональных операций у детей им необходимо предоставлять материалы различного характера — от сведений о мировоззренческих концепциях национального и мирового искусст­ва до знакомства с тончайшими проявлениями художественной ин­дивидуальности в творчестве мастеров искусства.

Занятия с детьми на экспозициях художественного музея дают возможность педагогу решать важные задачи формирования и раз­вития личности.

Обращаясь в музее к памятникам мирового искусства, педагог формирует у детей понимание многозначности, многоаспектности такого явления, как общечеловеческая культура.

Знакомство с произведениями обогащает представления детей о разных видах и жанрах художественной деятельности, об историче­ских эпохах и художественных стилях, об индивидуальных творче­ских методах художников и тем самым подводит их к пониманию специфики изобразительного искусства.

Правильно организованные педагогом процессы общения детей с художественными произведениями и обсуждения впечатлений о них способствуют развитию визуального мышления и речи. В ходе таких занятий происходит активизация и развитие внимания, памя­ти, воображения, способности сочувствовать и сопереживать.

Знакомя детей с памятниками народного искусства, обращая их внимание на разные условия жизни людей, на этнографические особенности их быта, на традиции в творчестве народных художни­ков, педагог не только расширяет их кругозор, но и формирует их социальное сознание. Богатая декоративность и «умная» полез­ность предметного мира, созданного народными мастерами, осозна­ются детьми как духовные и культурные характеристики того или иного народа. Главное же, что открывается детям в приобщении к народному искусству, — осознание безграничных творческих воз­можностей в образном переосмыслении жизненных явлений, в эс­тетическом освоении действительности и художественном преобра­зовании впечатлений о ней.

Обращаясь на занятиях в музее к произведениям исторического характера, педагог может побудить детей к размышлениям о роли человека в истории, о долге и подвиге, о славе и забвении, о чело­веческом достоинстве или слабости, о цели в жизни и т. п. Таким образом, оказывается возможным воспитывать в детях историче­ское сознание, целеустремленность, гуманность, Патриотизм и ин­тернационализм. В ходе бесед с детьми об особенностях художест­венного

* Алексеева В. В. Эстетическое и художественное Вйспитание//Рольхудожествен-ных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., !973. Ч. I. С. 57.

осмысления мастерами искусства в своих произведениях тех или иных исторических событий, педагог подвигает их к собст­венной оценке этих событий и пониманию значения авторской позиции и художественной интерпретации.

Рассматривая вместе с детьми на экспозиции произведения по мотивам народного творчества (эпоса, мифов, сказаний, легенд), педагог не только предоставляет детям возможность соприкоснуть­ся с интересными сюжетами, но и задуматься о добре и зле, о мно­гообразии людских характеров и их взаимоотношениях, о главном и сущем в человеческом бытии. Так можно осуществлять в музее гражданское и нравственное воспитание детей.

Сведения о судьбах художников, рассказы об их новаторстве, мужестве, общественной значимости их творчества особенно воз действуют на детей в непосредственной близости от произведений, вызывая в них уважение к творческому труду художников, к под­вижничеству в искусстве. Здесь педагог может раскрыть детям по­нятия об ответственности художника перед обществом и общества перед творцом, о великой силе воздействия и непреходящих цен­ностях искусства.

Анализ живописных манер, систем и школ в мировом искусстве и их сравнение позволяет педагогу развивать в детях внимание, зрительную память, чувство цвета и цветовых отношений, форми­ровать конструктивно-композиционное и аналитическое мышление, что необходимо для адекватного художественного восприятия произведений и собственного изобразительно-художественного творчества.

Сосредоточивая внимание детей на труде архитекторов, скульп­торов, мастеров-оружейников, ювелиров, ткачей, гончаров, стекло­дувов и демонстрируя им образцы декоративно-прикладного искус­ства, педагог может воспитывать в детях интерес и любовь к труду, к художественному ремеслу, трепетное отношение к про­дуктам труда, убеждение в неограниченных созидательных возмож­ностях людей, в частности, своих собственных.

Только личное духовно-чувственное соприкосновение со всем заключенным в произведении искусства содержанием, только непо­средственное рассматривание и прочувствование всех элементов формы, его выражающей, только единовременное и нерасчлененное их восприятие может позволить глубоко личностно и в то же время в достаточной степени адекватно воспринять это произведе­ние. Даже при самом совершенном репродуцировании оно теряет многое по сравнению с его непосредственным восприятием — ак­том сложного взаимодействия зрительных, словесных, звуковых впечатлений, моментальных ассоциаций. Восприятие натурального размера произведения, фактуры и свойств изобразительных мате­риалов, нюансов цвета в живописи и объема в скульптуре вызыва­ет и сопровождается единовременными внутренними переживания­ми, в которых задействованы образы памяти, сферы воображения и мышления личности.