Отношение к вазе как к населенному миру, как к среде обитания живых существ, сохраняется и в краснофигурной вазописи конца VI в. дон. э.
На грани VI и V вв. [до н. э. ], в период перехода от чернофигурных к краснофигурным росписям слитность изображения с сосудом, понимаемым как образный аналог мира', начинает распадаться. Изображение замыкается в рамку, уподобляется картине и приобретает все более самостоятельное значение. Целостная орнаментально-изобразительная система росписи разделяется на зону сюжетную — главную по своей смысловой роли, и зону орнаментально-второстепенную. ' Растительный орнамент, воплощавший в архаических росписях природную стихию, сводится здесь к роли обрамления сюжетной композиции. Единый мир человеко-природного распадается на два противопоставленных компонента: человек смотрит на природу, природа смотрит на человека. Возникает возможность драматической ситуации.
В краснофигурной вазописи V в. [до н. э. ] персонажи вступают с растительным орнаментом в игровые отношения Природа для греков имела мифологическое прошлое... дуб некогда был Зевсом, лавр — Дафной, виноград был Дионисом...
На одной... изображена нимфа; сатир раскачивает ее на качелях. Нимфа словно играет с орнаментальной лозой... Однако это скорее поэтический образ... В архаической вазописи... нимфа танцует не среди растений, а вместе с ними. В краснофигурных росписях природа противостоит человеку как партнер, требующий к себе определенного отношения в позднеклассической вазописи природа перестает быть партнером человека, она не подает ему больше реплик, диалог прекращается. На вазовом рисунке, изображающем похищение Гипподамии, колесница проносится мимо моря, мимо гор и мимо деревьев, не замечая их, а море, горы и деревья не замечают проносящейся колесницы. Природа забывает свое мифологическое прошлое и становится пейзажем:
Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем, Землю землею мы зрим, а воду мы видим водою... Эмпедокл
МИР ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ И НАРОДОВ». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ГМИИ им. Пушкина
Искусство Древнего Египта. IV-I тысячелетия до н.э.
Богатейшая коллекция древнеегипетского искусства, представленная в экспозиции этого зала, знакомит с этапами развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие. до н.э.) вплоть до времени Нового Царства (XVII-XII вв. до н.э.). Архитектура зала воспроизводит характерные черты храмового зодчества II тысячелетия до н.э. Росписи потолка, выполненные художником И.И.Нивинским в 1912 году, представляют собой свободную вариацию на тему декоративного оформления заупокойных храмов и гробниц.
Древние цивилизации (Месопотамия, Урарту, Иран, Кипр, Парфия, Индия, Америка)
Экспозиция этого зала знакомит с искусством древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. В оформлении зала использованы слепки с памятников ассирийского искусства: привратные демоны "шеду" и рельефы из царских дворцов. Подлинные памятники, собранные в этом зале, не представляют единой систематической коллекции: здесь соседствуют керамика Урарту, клинописные таблички, парфянские ритоны, индийская скульптура, сосуды доколумбовой Америки.
Греческий дворик. Искусство Древней Греции. 2-я половина V — начало IV века до н.э. Слепки.
Один из красивейших залов музея. Характер коллекции слепков произведений классической Греции поставил перед архитектором Музея сложную задачу. Для того, чтобы разместить в зале фрагмент Парфенона в натуральную величину, портик кариатид Эрехтейона и памятник Лисикрата — три самых знаменитых произведения древнегреческой культуры — помещению была придана террасообразная форма. Сложная организация движения по трем уровням пола позволила с удивительной точностью передать свободную живописность ансамбля Афинского Акрополя.
Олимпийский зал. Искусство Древней Греции 1-й половины V века до н.э. Слепки
Экспозиция зала посвящена искусству ранней классики. В гипсовых слепках представлены прославленные произведения этого периода: композиции фронтонов храма Зевса в Олимпии, знаменитые образы атлетов, созданные Мироном ("Дискобол") и Поликлетом ("Дорифор").
Греческое искусство поздней классики и эллинизма. IV-I века до н.э. Слепки.
Разнообразие устремлений греческих скульпторов этого времени хорошо видно на примере творчества наиболее крупных мастеров — Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара, искусство которых представлено в зале слепками с оригиналов и более поздних римских копий. В разделе эллинистического искусства экспонируются слепки Пергамского алтаря, статуи Венеры Милосской, драматической группы "Лаокоон с сыновьями".
Искусство Древнего Рима. Слепки.
Этот раздел экспозиции знакомит зрителя с развитием древнеримского искусства на протяжении 12 столетий, от легендарного основания Рима в 753/754 году до н.э. до падения Западной Римской империи в 476 году н.э. В зале представлены слепки, гальванопластические копии и реконструкции прославленных памятников римской культуры, а также копии предметов утвари древних римлян.
Государственный музей Востока, занимающий "Дом Луниных", создан 30 октября 1918 г. и является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки и т.д. (свыше 160000 единиц хранения). Указом Президента РФ музей отнесен к "Особо ценным объектам культурного наследия России".
В фондах музея - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство Японии, Китая, Кореи, Ирана, Индии, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи, Индонезии, Монголии и многих других стран (свыше 100).
Восхищение вызывают уникальные образцы древней и средневековой скульптуры, в том числе буддийской, классической и современной живописи, в том числе на свитках, работы мастеров художественного лака, текстильные и ювелирные изделия, резьба по дереву и кости, произведения миниатюрной скульптуры, оружие, различные предметы быта...
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Из сочинений об искусстве Египта
Вопрос учителя: "Что можно понять о древних египтянах, рассматривая египетские скульптуры?"
"…Архитектура Египта позволяла человеку стать как можно ближе к земле, после чего понять, на какую высоту можно подняться. Это вело человека к развитию духа. А чтобы развить свои духовные способности, людям приходилось учиться и покоряться…"
"…Когда человек сидит в позе фараона, он чувствует покой, умиротворение, собранность. Обостряется слух, осязание, обоняние. Мышцы словно деревенеют…"
"…Перед египтянами стояла определенная задача: сделать человечество взрослее. У египтян не было множества разных мнений (как сейчас), а была общая идея, поэтому они и могли создавать такие произведения…"