Смекни!
smekni.com

Организация познавательной деятельности учащихся в процессе освоения Мировой художественной куль (стр. 9 из 10)

Вопрос учителя: "Как воздействует на человека греческая архитектура?"

"…Стремление человека Древней Греции возвысить себя, подчеркнуть идею, что человек - самое главное существо за земле, отражено в древнегреческой архитектуре. Колонна — это прообраз человека. Она поддерживает фронтон, соединяет небо с землей, как и человек. Каждая колонка - на расстоянии от другой - ведь каждый человек индивидуален. Греки не забывали о Богах, но делали храм для людей: каждый мог подойти к алтарю, к священному месту…"

На уроках, посвященных римской скульптуре, ученики пытались почувствовать портреты римлян, задавая такие вопросы персонажам:

(Мальчику)
-Почему у тебя такие печальные глаза?
-Чего ты хочешь добиться в жизни?
-Кто тебя окружает, какие люди?
-Ты когда-нибудь был по-настоящему счастлив?
-Ты бы хотел править долго?
-Что ты успел сделать для народа?
-Где твоя мать?

(Юноше)
-Почему ты не радуешься жизни?
-Что тебя тревожит?
-Откуда у тебя такая старческая мудрость в лице?
-Для чего ты захотел править людьми?
-Надо ли было тебе править?
-Ты не рад власти?

(Императору)
-Как тебе быть императором? Нравиться?
-Ты добился своего, что теперь будешь делать?
-Зачем ты стал императором? Чтобы умереть и стать божеством?
-Почему так плохо выглядите? Устали от жизни?
-Любите ли Вы убивать?
-Хотите умереть?
-Страшно ли Вам жить?

Вопрос учителя: "Почему в I-III вв. н.э. В Риме получил развитие именно скульптурный портрет?"

"…Древняя скульптура — это путь познания древнего мира и человека в нем. Уже древние римляне поняли, что человек — это не всегда красота, которая со старостью увядает, человек бывает и ужасен. Человек не должен зазнаваться. Он не ничтожество, но и не главная сила в этом мире. Человеческое тело и мысль должны все время двигаться. Движение — это сила, жизнь, а остановка - смерть…"

"…Скульптурный портрет живо передает облик человека. В это время портрет получил большое развитие. Сначала римляне, как и этруски, почитая своих предков, делали их головы из воска, а затем стали почитать умерших императоров. Их головы, выполненные уже из мрамора, ставили на туловища богов. Делая все новые и новые портреты, скульпторы научились выполнять их в совершенстве, передавая даже состояние души изображаемого.

Дальнейшее развитие скульптуры с ее стремлением все более тщательно исполнять детали могло пойти только по пути натурализма, и тогда целостность облика бы исчезла…"

О римской архитектуре

"…Римляне очень гордились тем, что они имели возможность каждый день мыться в банях. Бани назывались термами. Вода в бани поступала по акведукам. Начало акведука строилось в горах, потом он шел в город. 
Внутри бань находились бассейны, библиотеки, большие сады и площадки для спорта. 
После сражений римляне возвращались в город через триумфальные арки. Всех богов и добытые сокровища они несли в храм Пантеон. 
Развлечения проходили в Колизее, который был устроен так, что, заполнив его водой, можно было получить огромный бассейн. 
Колизей был рассчитан на 50 000 мест и состоял из трех ярусов, каждый имел свои архитектурные особенности: так на первом ярусе были дорические колонны, на втором - ионические, на третьем - коринфские. В каждой арке Колизей находилась скульптура. 
В грозу или зной Колизей затягивали тентом…"


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной целью моей работы было показать особенности интеграции в курсе преподавания мировой художественной культуры как средство организации познавательной творческой деятельности в музейно-экскурсионной работе.

Первая глава посващена организация познавательной деятельности учащихся в процессе освоения Мировой художественной культуры в музейно-экскурсионной работе. Здесь рассматриваются особенности музейно-экскурсионной работы (отличие от работы в классе, связь с другими предметами).

Программа изучения мировой и художественной культуры предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией, искусствоведением, педагогикой и другими науками, то есть в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное содержание курса требует полного пересмотра организации процесса обучения. Сорокопятиминутное занятие позволяет только мельком пробежаться по поверхности предлагаемых художественных впечатлений и знаний.

Для эффективного освоения мира художественной культуры процесс обучения должен предусматривать три обязательных и взаимосвязанных звена:

- аудиторные (занятия происходят в условиях учебной аудитории, класса) и внеаудиторные (непосредственно на выставках, в музее) занятия.

- самостоятельная учебная и внеучебная деятельность.

- внеучебная деятельность в форме развивающего досуга.

Необходимо подчеркнуть, что организация самостоятельной работы учащихся является едва ли не самой главной задачей, стоящей перед преподавателем основ художественной культуры. Дело в том, что ни в какой объём часов содержание интегративного предмета втиснуть не удастся. Цель деятельности преподавателя - научить учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления художественной культуры.

ВЫВОДЫ

Главное педагогическое условие работы детской изостудии в
художественном музее — органичная связь работы учителя с содер­
жанием экспозиции музея, непосредственность контактов детей с
оригинальными произведениями искусства.

Особая музейная среда и правила общения и поведения, вы­деленность произведений искусства как неких замечательных вещей противопоставляются в восприятии ребенка-зрителя обыденной жизни, пробуждая в нем интерес к миру искусства, который видит­ся ему чем-то сказочно-прекрасным.

В художественном музее под руководством учителя дети могут многократно обращаться к уже знакомым им произведени­ям, вновь возвращаясь к переживаниям, связанным с их воспри­ятием, и углубляя их. Такая форма удовлетворения эстетическойпотребности характерна для младшего детского возраста, и в условиях музейной экспозиции имеются все возможности для ее удовле­творения.

Раннее знакомство детей младшего возраста с искусством не
только возможно, но и желательно, ибо такие специфические воз­растные особенности детей, как повышенная эмоциональная отзыв­чивость и впечатлительность, острота видения, образность мышле­ния, цепкая зрительная память, чуткость к форме, цвету, ритму ибогатство воображения создают благоприятные предпосылки дляразвития у детей способности адекватно воспринимать искусство, в том числе понимать образный строй произведения.

Проблема «доступности» или «недоступности» искусства
для детей должна решаться через поиск доступной для их понима­
ния интерпретации художественного памятника, и успех здесь
всецело зависит от грамотного педагогического подхода взросло­го — посредника между зрителем-ребенком и произведением ис­кусства.

В каждом произведении искусства педагогом может быть вы­
явлен доступный для восприятия ребенка уровень содержания, а
активность, эмоциональность, непосредственность эстетического
переживания, свойственная детям, является той психологической
базой, на которой формируется умение общаться с произведением
искусства и осуществляется переход к собственному творчеству.
Знакомство с искусством также способствует становлению сенсор­ной культуры ребенка.

Правильная педагогическая организация непосредственного и
многократного общения детей с искусством позволяет решать раз­
нообразные педагогические задачи: формировать интерес к искусст­ву и потребность в общении с ним; побуждать детей к собственно­му творчеству и развивать их воображение; расширять кругозор де­тей и формировать их историческое и социальное сознание; осуще­ствлять гражданское и нравственное воспитание; прививать инте­рес и любовь к труду и т. д.

Таким образом, знакомство с произведениями искусства непосредственно в залах музеев в определённой системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество в одном или нескольких видах художественной и эстетической деятельности - обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры. Только взаимодействие и взаимовлияние всех названных звеньев сможет создать базу для глубокого и полного освоения интегративного предмета, представляющего мир художественной культуры.

А так же говорится об изобразительном искусстве в контексте МХК имузейно-экскурсионной работы в часности.

Эта часть посвящена понятию “изобразительное искусство”, его определения, характеристики, особенности, кратко описываются основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Описывается также образовательная программа Неменского Б.М., в которой определены основные аспекты процесса преподавания изобразительного искусства детям. Главным в процессе обучения, считал Неменский, является повседневный контакт учеников с искусством, а также выработка системы понимания искусства , которая потом может дополняться все новыми и новыми знаниями.

Вторая глава рассматривает психологические особенности художественного восприятия.

Что же касается художественного восприятия, то здесь речь идет прежде всего о предмете воздействия на человека, а именно художественного произведения. Художественное восприятие – это особый процесс взаимодействия зрителя и автора картины, их общение или даже спор.

Художественное восприятие имеет два этапа своего воздействия на зрителя – первичный и вторичный. Как показывает практика, наиболее значимым является повторное или вторичное восприятие, т.к. в ходе его человек (зритель, слушатель, читатель) может по-новому переосмыслить данное произведение, увидеть в нем то, чего не увидел вначале своего “знакомства” с ним.