Смекни!
smekni.com

Организация познавательной деятельности учащихся в процессе освоения Мировой художественной куль (стр. 1 из 10)

Московский институт открытого образования

Кафедра эстетического образования и культурологии

Курсовая работа

По мировой художественной культуре

Тема: «: Организация познавательной деятельности учащихся в процессе освоения Мировой художественной культуры в музейно-экскурсионной работе.»

Слушатель курсов повышения квалификации МХК-2

Учитель ГОУ СОШ № 422 г.Москвы

Визнер Кристина Сергеевна

Группа №____________________________

Руководитель______________________________

Москва 2007 год


Содержание.

Введение………………………………………………………………… с.3

Глава 1. Организация познавательной деятельности учащихся

в процессе освоения Мировой художественной культуры

в музейно-экскурсионной работе ……………………………………….с.7

а) Особенности организации музейно-экскурсионной работы (отличие от работы в классе, связь с другими предметами).

. ………………………………….………………. …………………….. с.7

б) Изобразительное искусство в контексте МХК имузейно-экскурсионной работы в часности.………………………………………………………….. …………… с.11

Глава 2. Психологические особенности восприятия учащихся 10-13 лет.……………………………….………………………………………..с.14

Глава 3. Содержание и организация занятий по теме: МИР ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ И НАРОДОВ…………………………………..с.19

Заключение……………………………………………………………. С.25

Список литературы…………………………………………………… с.52


Введение

Воспитание творчески активной личности неразрывно связывается сегодня с художественным воспитанием детей и подростков, понимаемым как развитие их способностей к творческому участию в основных видах художественной деятельности: эстетическом восприятии природы, жизни, искусства, в творчестве.

Задачи художественного воспитания успешно помогает решать общение детей с памятниками изобразительного искусства и архитектуры, организованное педагогом, руководителем студии, кружка. Особенно плодотворен опыт практической работы, пронизанный стремлением педагога соединить это общение с беседами по истории искусства, прогулками и наблюдениями природы, экскурсиями в музей, работой над собственными творческими (индивидуальными и коллективными) композициями.

При таком подходе памятники изобразительного искусства удается показать детям включенными в целостную картину и культурных, и природных особенностей, соединить с музыкой, литературой, поэзией.

Многозначно содержание вещей изобразительного искусства. В нем, как и в старинной волшебной сказке о «трех царствах» — «медном, серебряном и золотом», могут открыться богатства, скрытые подчас для невнимательного глаза.

В самом деле, художественная стилистика подлинников изобразительного искусства, рожденная многовековым опытом, составляющая богатства «медного царства», как и в сказке, настолько значительна своей пластической, графической и цветовой выразительностью, что может и сегодня стать хорошим учителем нашим детям.

Потому и стремимся мы в занятиях с детьми нашего космического века не только изучить эти страницы человеческой памяти, но и прикоснуться к ним сердцем. Сегодня педагоги школ, руководители детских художественных коллективов, все чаще стали обращаться к мировому культурному наследию. Но как показывает практика, общение детей с разными видами искусства не будет достаточно полным, не сможет исчерпать его нравственно-воспитательных, как и художественно-образовательных возможностей, без обращения к его первоистокам, к тому «золотому царству» вечных идей, раскрывающих представления наших предков о мире, придающих изобразительному искусству значение необходимого звена в историческом пути развития и всего искусства.

Наши сегодняшние дети должны ощутить себя активными участниками всего исторического пути развития человечества, чтобы подготовиться к движению по этому пути, а значит его продолжению. Подготовить себя к активному построению жизни (в случае нашего счастливого педагогического посредничества) по законам красоты и гармонии, почерпнутым в процессе эстетического общения с природой, искусством, окружающей действительностью; по законам, сформированным в их собственной художественной практике: творчестве интерпретации или — что, конечно, значительно выше, — в творчестве самобытном, как бы преодолевающем прежний опыт и способствующем его дальнейшему развитию; т. е. в процессе художественного воспитания, развивающего способности детей к творческому участию в перечисленных выше видах художественной деятельности человека.

Сегодня, обращаясь к мировому искусству, мы ищем проникновенных форм общения наших детей с высокими его подлинниками, которым предстоит стать учителями композиционного и колористического мышления.

В настоящее время особенно важным становится вопрос эстетического воспитания школьников. Преподавание любой дисциплины, а особенно МХК, является более результативным, если используется личностно-деятельный подход. Это значит, что в центре обучения находится ученик, а целью обучения является сама деятельность.

Известно множество способов, позволяющих сделать ученика активным участником урока, и даже соавтором учителя. Но главным остаютсч два: пробуждение интереса к содержанию занятия и необходимость превращения обычного учебного предмета в увлекательный процесс.

Этот факт и стал определяющим в выборе методов и приемов преподавания курса МХК в 5-7 классах.

Одной из особенностей в представленной работе является возможность организации непосредственных контактов детей с оригиеналами произведений искусства в художественном музее.

Курс МХК чаще всего слишком теотезирован и носит в основном информационный характер, поскольку не предполагает эстетической подготовки детей.

В этих условиях и родилась идея интегрированного курса «Музей-мировая художественная культура и ИЗО» . Очень важно познакомить детей не только с теорией МХК но и с предметным миром в тот период, когда дети интересуются этим миром в наибольшей степени. Позднее такой процесс становится малоэффективным. Мы остановимся на 5-6 классах. К 10-ти годам дети уже вырастают из детских рамок творчества, а взрослое искусство кажется им чужим, далёким и недосягаемым. Ускользнув ис сферы детских интересов, искусство оказывается невостребованным и в дальнейшей жизни человека. Не развивается художественная потребность, не усваиваются навыки общения с искусством и межличностного общения по поводу искусства, нарушается культурная преемственность. И в искусстве, и в творчестве, и в обыденной жизни отделение, отгораживание мира детства от от взрослого мира приводит приводит к явлению инфантильности , к замедлению развития молодых людей, и к трудному вхождению во взрослую жизнь, к тяжелым и продолжительным поискам своего места в ней.

Закономерности психического развития детей требуют от педагога осторожного применения имеющихся в его арсенале форм и методов в соответствии с их возрастными особенностями, чтобы, не пропуская необходимых ступеней, вести своих воспитанников в «зону ближайшего развития» (Выгодский)

Поэтому был выбран путь естественного творческого взросления детей, последовательного введения их в мир большого искусства и органичного существования ребенка в художественно-насыщенной среде музея, в окружении шедевров искусства - точно так же, как дети живут и развиваются среди взрослых.

В этой связи одной из важнейших педагогических особенностей курса в преподавании МХК является возможность организации непосредственных контактов детей с оригиналами (или точними копиями) произведений искусства и последующе фиксацией впечатлений от художественных произведений (зарисовки, наброски, творческие работы, эссе и т.д.)

Цель курса – создать условия, некую образовательную среду для

- введения личности обучаемого в художественную культуру

- формирования в нем готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, способствовать его всестороннему развитию.

Достижение этой цели предпологает ряд задач:

1. воспитание с помощью музейных средств творчески активного ребенка, его эстетических вкусов, идеалов, развитие у детей эмоциональной среды, воображения и фантазии;

2. формирование исторического сознания, способности ощутить себя в потоке времени;

3. помощь в самопознании, в выработке адекватной самооценки в историческом контексте;

4. воспитание музейной культуры, как части общей культуры;

5. формирование нравственных ориентиров .

Организация познавательной деятельности учащихся в процессе освоения Мировой художественной культуры в музейно-экскурсионной работе.

а) Особенности организации музейно-экскурсионной работы (отличие от работы в классе, связь с другими предметами)

Курс "Мировая художественная культура" в общеобразовательной школе.

Особенности курса.

Новый учебный курс - один из интегративных предметов. Интегративные предметы - это предметы новой школы, призванные на качественно новом уровне представить знания о мире и человеке. Нынешнее молодое поколение должно ясно сознавать, что всё в нашем мире взаимосвязано и взаимозависимо.

Незамедлительного решения требуют проблемы: как пробудить интерес учащихся к миру художественной культуры и сформировать потребности в самых разных способах удовлетворения художественных интересов, выявление условий для создания образных представлений о жизни человечества в разные эпохи, в различных типах культуры, в различных регионах мира, отраженных в художественной культуре, нахождение оптимальных способов выработки навыков общения с художественными произведениями разных видов и жанров для создания художественной картины мира, определения путей формирования нравственно - эстетических установок в процессе усвоения курса, создание критериев оценки освоения основ художественной культуры.