Незаконные раскопки
Но такие места не остаются в стороне от «Черных копателей». В 2007- 2008 годах там были замечены незаконные раскопки с участием тяжелой техник.
Вся местность вблизи монастыря ископана , а территория ярмарки просто расчищена с помощью бульдозера, и предметы имеющие археологическое значение просто столкнули в одну кучу с мусором. Место нахождения церкви пока не тронуто и находится в законсервированном состояние.
Обидно только то ,что эти люди ищут ценности (может золото) , а предметы имеющие настоящие археологическое значение , они просто выбрасывают ,ломают. И мы просто теряем возможность их видеть и изучать. Ну что говорить о нашей местности если такое происходит по всей России.
Волна браконьерских раскопок буквально захлестнула Россию, выбросив на прилавки антикварных магазинов тысячи раритетов. Варварская добыча древностей превратилась в хорошо организованный прибыльный промысел, в который вовлечены сотни людей. Объектами несанкционированных раскопок стали скифские курганы Юга России и городища железного века в Верхневолжье, финские могильники Прикамья и античные склепы Причерноморья. Нелегалы издают свой журнал «Древности и старина» и создали в Интернете десятки «кладоискательских» сайтов, расширяющих возможности для кооперации и сбыта награбленного. Из единичных фактов складывается картина массового уничтожения памятников древности.
Нелегальные раскопки отслеживаются, во-первых, по состоянию самих археологических памятников, т. е. по грабительским отвалам и котлованам на древних поселениях и могильниках, во-вторых, по количеству и составу археологических древностей, представленных на антикварном рынке, в-третьих, по многочисленным кладоискательским сайтам в Интернете. Разумеется, в нашем распоряжении нет полных данных о нелегальных раскопках, однако три указанных канала дают достаточно информации для того, чтобы представить характер и масштабы этого явления и отчасти — его организацию.
В центре и на севере России местами систематического грабежа стали, главным образом, средневековые города и курганные могильники, в том числе наиболее известные древнерусские памятники, названия которых знакомы каждому, кто хоть немного интересуется историей, — Старая Рязань, Старая Ладога, Гнёздово, Белоозеро. На городище Старая Рязань — древней столице Рязанского княжества — идёет охота за кладами украшений и отдельными средневековыми вещами, оставшимися на пепелище сожжённого города после взятия его Батыем в 1237 г. В руках грабителей оказалось по меньшей мере два клада, при извлечении которых разрушен культурный слой на значительном участке городища. Вместе с утратой этих материальных свидетельств археология навсегда теряет возможность восстановить политическую историю северной периферии Древней Руси.
Катастрофическая ситуация сложилась на знаменитом Гнёздовском археологическом комплексе под Смоленском — памятнике, имеющем основополагающее значение для изучения истории древнерусской дружины, славяно-скандинавских отношений и функционирования пути «из варяг в греки». Гнёздовский комплекс включал в себя остатки торгово-ремесленных поселений с культурным слоем конца IX — X вв. и несколько курганных групп, в которых некогда насчитывалось около 4500 курганов. Когда-то это был самый крупный курганный могильник Восточной Европы. Находки из Гнёздова, украшающие экспозицию Государственного исторического музея, в известном смысле стали основой для воссоздания культуры древнерусской военной и торговой элиты эпохи Игоря, Святослава и Владимира. Но сегодня большая часть вещей из памятника уходит не в музеи, а в частные коллекции и на прилавки антикваров. Интерес нелегалов к Гнёздову объясняется тем, что часто встречаемые здесь скандинавские украшения и оружие пользуются большим спросом на рынке древностей. Грабители ведут в Гнёздове раскопки курганов «на снос» и проводят тотальную зачистку поселения, извлекая из культурного слоя все металлические предметы. По оценкам исследователей, количество средневековых вещей из Гнёздова, выброшенных на рынок за последние годы, сопоставимо с музейной коллекцией, собранной за 130 лет научных раскопок.
И на таких людей нет управы, нет закона. А почему?
Заключение
При написание этой работы , я пришел к следующему выводам:
Сверколучье одно из самых древних мест на территории Соловьевского сельского поселения.
История Сверколуцкого монастыря очень обширна и малоизученна.
Также при изучение различных документов , я узнал , что Сверколуцкий монастырь имел не только огромное духовное значение , но и экономическое, ведь он имел хорошие земли , а главное располагался на торговом пути «Из Варяг в Греки» и скорее всего принимал участие в торговле. Об этом свидетельствуют разнообразные останки предметов домашнего быта, обнаруженные на мести речной пристани. Я надеюсь , что когда не буть эти места будут изучать археологи и историки , а не «черные копатели» и мы увидим их находки в музеях , а не в антикварных магазинах.
И может быть Сверковы Луки включат в список памятников истории или археологии и будут охранять от «варваров»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шмид, Е.А. Древнерусские археологические памятники.- С.,1976
2. Шмид, Е.А. Археологические памятники Смоленской области.- С.,1979
3. Смоленская область. Энциклопедия.- Т.II.-СГПУ,2003.-624с.